Посмотреть обложку
ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ М.В. ЛОМОНОСОВА
История
 
План экспозиции
 
Родина Ломоносова
 
Путь в науку
 
Ломоносов-учёный
 
Поэт и просветитель
 
Зал памяти
 
Резьба по кости
 
Справка
 
Ссылки

c. Ломоносово, 2003
© Зайцев Сергей
museum@lomic.ru



Мозаичные работы Ломоносова стали яркой страницей в истории русского исскуства

Создание мозаичных картин охватывает достаточно существенный период в жизни Михаила Васильевича Ломоносова и объединяет его научную и творческую деятельность. Ученого захватило желание возродить древнейшее искусство мозаики и создать для этого совершенный материал, превосходящий по цветовым характеристикам работы итальянских мастеров. Три года Ломоносов проводит физико-химические испытания, результатом которых становится создание мозаичного образа Богоматери. Творческий и научный успех, как в России, так и за границей подталкивает ученого к созданию новых работ.

Первые мозаичные работы Ломоносова были достаточно просты в исполнении. Пробную мозаику «Нерукотворный Спас» можно даже охарактеризовать, как декоративную и неловкую. Однако со временем его мастерство оттачивается, и мозаичные композиции, созданные в мастерской Ломоносова, великолепно копируют масляную живопись. Эти работы выглядят живописно, ярко и пышно и достаточно точно передают детали оригинала.

 До 1762г. мозаичные работы Ломоносова и его учеников составляют исключительно портреты и иконы. В частности это портреты Петра I, Елизаветы I, Петра III, Екатерины II, графа Воронцова, графа Орлова и графа Шувалова. И только в 1762г. Ломоносов приступает к осуществлению давно задуманного им проекта по созданию грандиозных мозаичных панно для украшения Петропавловского собора. Каждая из этих мозаичных работ должна была отражать определенный этап жизни Петра I. Первой мозаичной композицией из задуманной серии стала «Полтавская баталия». Монументальная мозаика впечатляющих размеров (4,81 х 6,44м) очень натурально передает напряжение в решающие мгновения Полтавского сражения. Работа по созданию «Полтавской баталии» заняла у автора и его помощников два года. Следующая мозаичная картина проекта «Азовское взятие» была не закончена по причине смерти Ломоносова.

Всего в мозаичной мастерской Михаила Васильевича было создано 40 композиций из мозаики. Некоторые мозаичные работы Ломоносова существуют и сегодня. В частности, «Нерукотворный Спас» находится в московском Историческом Музее, портреты Елизаветы I и Екатерины II – в Государственном Русском Музее, а «Полтавская баталия» служит украшением парадной лестницы Академии наук Санкт-Петербурга. Причем смальты, из которых они созданы, до сих пор не потеряли своей яркости и блеска.