1 Историй. этюды II 113.
возят в Росспо оных
чъм размножают народ через что прославляется христ1ансклй закон; ибо
они прежде были идололаторцы и магометанцы и сделались хриспанами при покупке
оных. А по
мнешь моему закачивает он надлежит не только от покупки тех народов тем
увольнешем
удерживать но еще прюхочивать чтобы в Друя земли не продавали а вывозили бы на
росс1-йск1я границы
и продавали российскому народу и от покупателей быть неотъемлемыми и
иметь их без подушного платежа а родившихся детей их писать с прочими наряду в
подушный оклад как прежше законы о том повелевают. Древнерусская ревность о
православш говорит Шишков не позволяла и думать о возвращении в
родные улусы тех невольников которые во время плена приняли добровольно или
невольно русскую веру. Сначала вошло в местный обычай а потом и в закон
возвращать
инородцам только тех ясырей которые не были крещены. По. всей
вероятности в создан этого правила участвовало не одно только благочестивое
чувство христианина а также корыстный совершенно оскорбительный для релипи
расчет
рабовладельца; во всяком случае в старинной Сибири пользовались этим
правилом для того чтобы укрепить в рабской зависимости известных
инородцев. Пленников
русские обыкновенно крестили чтобы сделать невозможным их освобожде-
ше. Крещеше в. неволю
дикарей было чрезвычайно распространено в Сибири и долго считалось средством
дающим крестившим полное право собственности на крещенного; крестивши владел
таким рабом продавал его и оставлял в наследство по за-вещан1Юа
Конечно
не ревность к православш и не процветаше государства а просто корыстный
эгоистически рассчет двигал и Бекишевом. Особе