и злые но которых можно умолить заклясть или умилостивить
подарками. Но это могут длить только люди знающе заклинания могущее входить в
обще-не с этими невидимыми
существами люди сильных умственных способностей смелые и бесстрашные. Такими
людьми н. явнлись шаманы посредники
между духами и людьми. Особым почтением пользуется у шаманистов небо как
податель
жизнен как всеобще отец за шум огонь столь благодетельный в суровом
климат. Небо населено для шаманиста особыми высшими
духами тенгрями; Кром них еще существует хаты посредники между тенгрями и
людьми иногда спускающееся на землю. Духи низше покровители каждого
Мста баяны а каждый род каждая семья имеют особого
покровителя онгона. Шаманисты делают изображена
этих обгонов: это или шкурка животного горностая зайца хорька украшенная
лентами или деревянная
человеческая фигура или кукла наз. лоскутков а чаще всего грубы рисунок на доек
или на лоскутик сделанный красной
краской. Онгонов-покровителей очень много: для лошадей коров игр промыслов
особенно кузнечного дал различных болезней. Им приносят жертвы водкой и
молочным продуктами. Со смертью хозяша дома всех онгонов сжигают и заводят
новых. Насколько раз в год у богатых родов а у бедных года в три раз
устраиваются общественные жертвопргаошеня и праздшки в известных местах гд
находятся обокуча камней или хвороста посвященная мастному
заяну. Этн. праздники
называются тайлаганами. Жертвоириношеня на тайла-ганах совершают шаманы
рис. 34. Шаманом может
сделаться не всяко а лишь особо одаренный для этого: с живым воображением с
склонностью к видном и припадкам; поэтому шаманство чаще всего передается
по наслдству особенно по женской
лини.