значении постановки государственной власти в дл развита
нравов и
были главным образом направлены мои усилю.
А. Н. Пыпин замечает: Для того чтобы вести историю
законодательства и нравов и их взаимного воздй-ствя нельзя ршать вопроса в
пределах какого-либо тесного замкнутого
парода и напримр взявши нравы
начала этого парода за исходный пункт строить на них характеристику позднейшего
законодательства и позднейших нравов. Я поступал именно таким способом
который
осуждается почтенным ученым но думаю что не совершал ошибки. В первой глав
моей
книги сказано: Если задачей исслдованя служит опредлене направлена и по мр
возможности размеров правительственного кляня на нравы данного народа в
известную эпоху то для е
разршеня необходима характеристика нравов того времени с которого начинается
ислдоване. Изображена нравов к
концу намченного времени укажет произошедшую разницу. При сопоставлении
относ:: тельного значения факторов из сложного взаимнодй-ствя которых
происходили
перемни в общественных нравах можно придти к вероятному заключена о
преобладающем или главном значении
одного или нескольких факторов. Конечно каждая эпоха связана с предшествующею
но вдь тогда исторически
говоря негде остановится и монографическая работы длаются
невозможными. Уложена царя Алекса Михайловича с которого я начинаю свое
рассуждение представляет такой юридический памятник который как немного
воплощает ь и замыкает эпоху и поэтому служит вполне целесообразным отправным
пунктом. Я ограничился в своем сочинении лишь вопросом о вляни
законодательства и правительства на нравы мало касаясь другой стороны во-
просавляня нравов на
законодательство почему возражение А. Н. Папина еще боле
ослабляется Мн кА-
Отмечу маленькую неточность критика. Он говорит что
я. приведя слова Ешевского об отсутствии качего-либо единства в
законодательств прошлого вка подтверждаю эти слова. Между Мт на стр. 136
моей книги
сказано: Случайность о которой говорит Ешев-ски действительно
играла немаловажную роль в нашей истори прошлого века. Но случайность эта
вытекала из той постановки верховной власти и замни учрежденй лицом которая была
выработана предшествовавшею историй.