пьянствовали играли в карты. Новые учреждена дали
возможность
пробудиться общественным интересам. В канц. концов они непременно подняли бы
нравы русского общества Селиб не наступила та реакция о которой говорит
и г. Чечулин. К реакци присоединилось еще
одно вредное ляне: популярная литература того времени вела к квиетизму. Она
была конечно почти исключительно переводная и вот что
говорит о ней Е. Н. Щепкина: Именно в эту пору когда приветствовалось
освобождена от навязчивых
служебных уз дававшее привилегированной единиц полную индивидуальную свободу и
укрплявшее власть е над
порабощенным окружающим эта проповедь постоянного изучена самого себя как
высшей премудрости отожествленя общественного благополучия со своим личным
крайней
снисходительности ко злу и страстям и конечного блаженного ус-покоеня на лон
природы этого
храма Божества должна была оставлять глубока слады в умственном м-р на-шего
вольного и обеспеченного дворянства.
Г. Чечулин говорит: Достаточно уже известно что
западноевропейское
ляне учено энциклопедистов скорее
поддерживало чем ослабляло крепостное право: в этом учени проводятся идеи что
для того чтобы свободный был весьма свободен необходимо рабу быть вполне рабом
что нельзя вдруг и одним общим узаконением длать свободною массу людей и
т. д. о. В этих словах заключается самая удивительная и
неправильная ошибка энциклопедистов какую только удавалось нам прочесть. До
сих пор никто
кажется не признавал чтобы энциклопедисты так мало врали в силу разума были
такими постепеновцами и даже оправдывали бы рабство. Впрочем сам
г. Чечулин говорит нсколькими страницами Дале о
глубокой вар в возможность быстрого безостановочного даже какого-то
торжественного движеня человечества вперед путем распространена знаний и
воспитаня вар
которая развилась в русских образованных людях несомненно под западноевропейским
вянем. Любопытно между прочим
что
Е. Н. Шапкина: Популярная литература в
средин Х-ю вгька Журнал Мин. Нар. ров. 1886 IV.