иногда каменеем зверя обет, камне
почитает, и еще па-
лицею поразит ловимое, палицу боготворит (2).
Таковы
были жители сварной части нашего Поморья. А вот и другое
суждена погоже времени о народ, заселявшем южную
границу Поморья. Перев един аз придох на мсти се
святое говорит в своем духовном завщани преподобный
Лазарь, поселившейся в XIV в. на остров Онежского
озера, живущего никого-же не им. А живущее тогда
именовались около озера Онеги Лопяне и Чудь, страшливые
сыроядцы, близ Мста своего живаху... хотяху
мя сыроядцы
убита и тол мое в ядь Саб сотворите (3).
За Мт, уже
в XVI в. иностранцы, посщавше Росса, так отозвались
о сварных жителях, что они ни пашут, ни сют,
не
употребляют хлеба, ни денег, питаются лесными зверями,
пьют одну воду, живут в дремучих псах,
в шалашах
из прутьев; одеваются в грубые звериные шкуры; большая
часть их коснет в идолопоклонств
(4).
Мог ли, спрашивается, народ, неимвшй
подбоя грыж
данственности, долго оставаться господином края, и сете
ставенных его богатств, заключавшихся в обили пушных
еврей, рыб и птиц, когда в ближнем соседств с ним
жили славяне, граждане торгового Великого Новгорода, в.
характер которых имлись вс. данные для отваги и
риска,
и которые к тому же обладали, сравнительно, и высшею куль
турою? Для Великого Новгорода такая богатая добыча не
могла не быть заманчивою.
И вот, русская народность на глазах, можно
сказать,
самой истории, т.е.
с IX в., стала постепенно распростра-
мыться на северо-восток,
проникнув к сторон р. Онеги и
в Заонежье на
берега Сварной Двинем, преодолевая и пре-
творяя в себя чуждые народностей, уподобляй,
в данном салу
ча, широкому потоку, все ниспровергающему на своемъпути!
Таким образом, к началу уже ХАП в.
новгородцы до-
(2)
Яхонтов. Житл святых сверно-русских подвижников номорскак
края, стр. 5.
() Там-же.
) Ключевский. Сказана иностранцев о
Московском Государств. Стр. 169
и 170.