случаю перехода их под московскую
власть, перечисляет
по берегам р. Ваги, Двины, Пинеги, Онеги до усть-Мезени,
весьма много села, погосты и слободы, нон уже не сущее
ствующя, но прежде населенные. В чисел известных уже
нам на Двин селений, список указывает на существоване
Немецкого погоста, Меренги, Ваймуги-, Колмощн,
Падина
погоста, Чухчелемы, Великой Курьи, Койдо-Курьи,
Кехты,
Княж-острова, Нивовскои
луки до моря, Терпелова погоста,
Соломбалы и
пр.; а Ненокса и Уна-Соль именуются метами
со-
словарными; на р. ПинегКеврола, Никола,
Немьюгаи др. ().
С. Двина, главный торговый путь, по которому богат-
став севра караванами тянулись через цвтуще
в то время
города Устюг и Вологду в Великий Новгород, естественно
служила причиною группировки многих на берегах е селей,
среди которых сосредоточивалась новгородская власть,
в лиц двинских посадников и двинских бояр, жившая
сперва в Матигорах и Ухт-остров,деревнях,
лежащих
близ Холмогор (), а в начал XIV в.уже в Болмого-
рая, чему доказательством служит двинская
грамота от
великого князя от Ивана, от посадника Данила, от тысяч
кого Авраама и от всего Новгорода к Двинскому посаднику
на Колмоюры и
к боярам Двивхким, чтобы двиняне
своих
промысловых ватаг не посылали ни на Печору,
ни в Кев-
ролу для ловли птиц и зверей ().
По объяснена Кристинина, историческое происхождене
Холмогор сложилось из трех чудских деревень: Карцево,
Качковка и Падрокурье,
принявших гоже, Кром Качковки,
названо посадов, к которым присоединились еще три сало
боды: Глинки, Никольский приход и Ивановскй
приход.
Из этих-то всех посадов и слобод, живших самостоятельно
и связанных одним лишь общим духом коммерции,
образовался один посадъныншнй Холмогоры, или, вруне,
Холмогоры; а когда именно он получил свое
первоначальное
названа, за уничтожением пожарами архивных памятна
() Акты
Археогр. Эксп.Т. I, стр. 7376.
( (в) Древен. Росс; Вифлоф. 18, Двинское
лтописед, стр. 3.
(Т)
Акты Археогр. Экс. Т. I, Лу 1, 2 и 3.