витом культуры. Их просветительная
деятельность создала
в кра общины, монашеская обители, помощью которых про-
умышленность и торговля получили небывалые еще на севр
размры.
Первою такою общиною в начал XV в. является
на одном
из двинских устьев Николо-Корелъскй ионастырь,
основан
ней в 1410 году, в 35 верстах от Пур-Наволока
пре-
подобным Евфимем, просвтителем
карел, ране других
финским племен воспарявших христанство
(). Этот мо-
настынь назван Корелъскиш потому,
что сюда, на устье Дивны, разновременно визжали и
поселялись из Заонежья ко-
рыл, для удобств морских промыслов, почему и самый бе-
риг назван тоже Еорелъским.
Второю монашескою общиною
и в тоже XV в. (1426 г.)
является на пустынном беломорском остров Соловецкий мо-
настнрь, основанный преподобными Савватем
и Золимою, уд-
ровные подвиги которых пробрли еще во времена Новгород
сякого владычества усердных пособников их просветитель
ным стремлениям.
(2) К. Б.
Оюродниковз. Прибор. Ледовит. и Бал. морей Ио виг Болып.?ер-
тужа. Отд. изд., стр. 52.
() К Хуже инку слдует отнести возникновение в Двинском н.
Онежскоиъ
уздах Яренскмо и Пертомимскаю монастырей, осиованннх в паять утонув
пшх Соловецких иноков; Лнленсхй, основанный новгородскою
посадницею
Анастасию, Сйскй преподобным Антонин, и мн. др.
Третьею монашескою общиною
является на самом крайнем
севр Печенгскй монастырь,
основанный во второй половин
XVI в. преподобным Трифоном, среди лопарей (3). Вс. эти
обители в большей или меныпей
степени преследовали, не-
зависимо нравственной и материальную цель: эксплоатироване
края путем колонизации и развита промышленности и тор-
говели. Благодаря этим стремленям, получилась возможность
постепенного обрусня края чрез соединена
разнородных
обществ в церковные единицы или прихоы,
а чрез засела
не земельобразованю новых волостей. Вообще,
с пади
нем Новгорода началось в Двинском кра боле прочное
устройство, как в гражданском, так и в церковном от-
ношеных. Этому устройству всецело содействовали наши мо-
пастыри, и наибольшую
услугу оказал Соловецкий, значив