монастырь, имвшй
к началу XVI в. до 44 своих вотчин,
обнимал своею дятельностью к началу XVII в. уже
весь
северо-восток Бломорья, обладая русскими поселенями
при
устьях поморских орк: Варзуги, Керети,
Кеми, Шуи,
Вага, Сумы, Колежмы, Нюхни
и Унежмы (5).
Ближайшею целью всех этих пробртенй
являлась на-
сущая потребность изыскана средств на покрыта бесчислен
ных расходов, бывших неизбежными при огромном мо-
пастырском хозяйств. Эти расходы состояли: в прокормлю
ни поселенцев на пробртавшихся обыкновенно
монастырем
пустошах; в снабжении своих крестьян потребными про-
Масловыми орудями
и даже одеждою; в платеж ежегодного
казенного оброка с вотчин, рыбных повяль
и др. угодий;
в содержании почтовой гоньбы, или ямш;
в оберегании
ратными людьми царских на севр вотчин и своих вал
днй, при чем боле 1000 ч. стрельцов жили на монастыре
скуй счет, и наконец, в содержани своей монастырское
братии, которой считалось к концу XVI в. 270 ч., а къ
началу XVII в. 350 ч., не считая живших в этовремявъ
самом монастыре слуг и работных людей (до 600 ч.).
Главнйшим средством на покрыта всех этих расходов
служило солеварене (в).
(5) Мослов. Убив. Зив. 1866 1867 г. Т. 7,
стр. 652 563.
(в) Там-же. стр. 67.
(?) Русс. Доступам. I, стр. 84. Цепном илн чрепоми на-
ываетсл большак
желзная сковорода, в которой
кипятят морскую воду или рассол, н. вывари
кают соль. Силою назевается большой котел,
употребляемый также дудя вн-
варив слон в Двинской области (Ист. сосуд. Россйс. Т. II, примеч.. 267).
Пузо
старел новгородская и задвинская еднннца для соли н. сыпучих дт р-н
н
овса. Ков мри, пузо было клейменое (Русс. Достопамят. ч. I, стр. 132).
Пузом досол зовется в архангельских солеварнях ишак соли в два
четверика. (Таире, стр. 139).
Производство соли в
Двинском кра было известно еще
в XII в., как свидетельствует уставная грамота Новгород-
ского князя Святослава. Олеговича 1137 г., ГД
определялось
соирать доход с соляных варниц: на мори от чрена
и от салмы по пузу (). Другим свидетельством о ранней
выварка соли в Двинском кра служит купчая Чухченем-