крестьяне, число вторых к половин XVII в.
дошло до
700 ч-., живших на полном монастырском иждивени,
и
производивших ежегодно сил до 130 т. пудов, вторая
беспошлинно отправлялась Двиною в Устюг и Вологду, для
промна на такое-же количество разных хозяйственных
запасов, потребных монастырю (0). Туда-же,
и в то же
время Николо-Еоредьскй монастырь ежегодно
привозил без-
пошлинное до 8 т. пуд. соли и рыбы (), а Печенгскй
монастырь до 40 т. пуд. соли, сала и др. океанских
продуктов (). И если присоединить к тому; что и друге
наши монастыри пользовались подобными-же
льготами, тогда
станет вполне очевидным, в чьих собственно рувахъ
сосредоточивалась наибольшая часть промышленности и тор-
говли в тогдашней Руси. Мт не мене, заслуга сворных
монастырей, в колонизацонно-промышленном
отношени,
несомненна. Также несомненна и их духовная деятельность
в просвщени сватом евангелия языческих племен, вив
напр. Чуди, враждебно относившихся к незваным своим
пришельцам. Соловецкий монастырь и с этой стороны
сделал очень много. Докелже не вселишься (препон.
Савватй и Зосима) пишет Максим Грек в предислови
к житам Соловецких чудотворцев в пустей оный
отовъ(остров), дотопи
таимо потоку слышашеся имя Христово.
Ные... не токмо об овраг острова того истинна богочетцы
и Христовы поклонницы баша, но благодати Божею,
мнози
языцы иноврни обратишася....
православная рва распор
странися боле трех тысящ
от Соловецкого острова и до
варяжского некоего града, завомого Варга (,3).
()) Костомаровй. Очерк торговли Мосвовск. Посуд. в XVI и
XVII,
в., стр.
137, 189. Акты Археогр. Экс., Т. Ш, стр. 426.
(П Чт. Общ. Истории и Древн., 1879 г., 1, стр. 8.
() Морс. Осборн., 1862 г., 10, стр. 290.
()3) Яхонтов. Жита
св. сверно-русских подвижников, стр. 7.
Действительно, ков свидтельствуют
ваты XVI в., хрип
станство распространялось весьма быстро на Терском берегу,
среди лопарей, в Соловецких вотчинах: Кандалакши и
Еольсвой волости, ГД имелись
и церкви, а это послднее