словом, обман, приживи и вымогательства начальствен
них лиц чрезвычайно деморализовали торговлю, при второй
обманы иноземцев служили вав бы отместкою за наши не
правды. Выходит, что в тогдашней воммерци, ничем не-
регламентированной, господствовал круговой
обман. Не дурр
ной иллюстраций того, вив относились правительственныя
лица в интересам отечественной торговли, служит рва-
сказ погоже современника, подтверждающейся многими исто-
ричесвими вагами.
Перхав, они инозеицы
засунут ель
нам персонам подарив рублен в стодругое,
то за сто-
Рублев сделают они иновемцы пребыли Саб полмиллону,
потому что бояре не ставили вупечества ни в яичную свор
лупу ().
С другой стороны,
торговые уставы преследовали только
одну лишь финансовую пльувеличене и взимание пошлин,
но не преследовали каких либо опредденных
ир, пре-
упреждавших злоупотребления. Ставая неурядица, при систем
внутренних пошлин, продолжалась до венца XVII в.,
хотя самые сборы за право торговли и подучили в этому
времени нвоторую правильность.
Количеств взимавшихся
пошлин определялось первоначально уставными грамотами.
Обращивом подобных граиоть
может служить нижесл-
дующая, данная в 1588 г. Двинским таможенным цело
вальнивам о сбор пошлин с вупечества русского и но-
странного (Кром Англичан). Этою грамотою, указывалось
брать с насада или досчаника хрузовую пошлину
с 1000
луд. по 2 руб. и по 2 гривны, со 100 пуд.7 алтын и 2
деньги; посаокенную с
погоже судна по 10 алтын; годовщину
по 1 деньг с головы; побережную с
лодейпо 22 алтына;
свадьнуюс
1000 пуд. по полтин, с воза по 2 деньги;
подгемнуюс
подъема по 2 деньги, а поднимать в всу
товаръуказывала грамотапод
оба венца; рукознобную
с пудом ходить и товар всякий всей у гостей свить,
брать с подьему по 1 деньг, да с припуску по 1 денег
и т. д. (12). Так что при таких уставных грамотах,
:
()) Квита о скудости и
богатств. Стр. 122.
(12) Аат. Археогр. хоп. Т. I, отр. 408.