пр., о чем и состоялся указ 8 ноября 1723 г. Хотя
до
повелось и энергично, но наткнулось на препятствия непред-
виднные.
Е 1725 г., в Вавчуг, Федором и Никифором Баже-
Нинами, были построены три китоловные корабля: Грунланд-
Фордер, Грот-Фишерей
и Вальфиш. Первый изъних,
при самом выход из Архангельска в Иолу, потерплю
совершенное врушене у Зимнего берега, у Мабды,
а прочее
с немалыми повреждениями едва добрались до цели. Еора-
белями, конечно, управляли голландсве шкиперы.
ВМС-то раз-
бившегося, куплен бнл в 1726 г. в Голландии новы во-
рубль Архангел Михаил. На всх трех кораблях
ималось 108 ч. русских и 70 иноземцев. Снабженные всми
китоловными снарядами, корабли плавали у Шпицбергена
ежегодно в течение 17261729 г.г., и на
все это время
ими было побрано только 4 вита и 5 блох недвдеб,
чтоб Дулево не окупало расходов на предпряте,
достиппихъ
солидно суммы 86935 р., включая и стоимость судов,
тогда вав выручив не превышала 17781 р. (9).
Ясно, что над нашими горе-витоловами
тяготел вавоб-то
фатум. В оправдана своих дбствб, директорш
донесли
Еоммерц-Еоллеги, что Баженинсве
корабли оказались несло
сдобными в промыслу у Шпицбергена, при лакирован
во
льдах, что-де снасти и проча принадлежности
были худы,
такелаж даже из дурно пеньки, люди же россбсве къ
тому промыслу оказались незаобывновенвые,словом, дева-
завали, что надо съизнова начинать предпряже. Голландцы
же, с свое стороны, когда Грот-Фишереб
и Вальфишъ
пришли с промыслов в Амстердам, в 1729 и 1730 г.г.,
отозвались, что россйске корабли на другхш фарватерная,
и
годны и крепки и силоны,
Кром ГрунАанда. (0).
() Арх. Да Т. Сб. Дал Коммерц-коллегия. опнсн 2199, экс.
2,
196,
саз. 7. Дал Коммиси о Коииерци. описи 420, 76 14, свез. 1. Опис. дл
Глав. Мор. архива. Т. II. Дал графа Апраксина, стр. 692.
() Москов. арх. М. Ест. Дал Прав. Нс. ио Комиерц, Берг и
Манеф.
Колл. и
Глав. магистр. 17311736 г. описи 916.
Один из вораблеб был
там-же продан охотникам за