судостроительною деятельностью и торговым
движем,
которое
с 40-х- годов постепенно стало
возрастать, благо-
даря опытам замны традиционных ладей судами новейшей
вонструкци, шхунами и шлюпами, способными
выдерживать
дальня безопасные плавная. Так, до начала Восточной
войны, уже Кольские купцы Шабунин и Базарный
посылали
неоднократно свои шхуны в Петербург и к берегам
Англии, а посл. них такое дальнее плаване уже не Казалось
поморам необычным, Но относительно первых опытов
постройки новейшего типа судов, справедливость требует
сказать, что Соловецке монахи и в этом дл
опередили
поморцев, как и во многом другом. Еще в 1827 г.
монастырь построил у себя два трехмачтовые шлюпа, морю
по Вилю 87,
а по палуб 112 фут. По спуск на воду,
эти шлюпы, вав повествует Соловецвй летописец, были
оснащены на манер военных судов лучшим мастерством;
си вораблизаключает он неб без самодовольствявели-
чиною и красотою превосходят нын вс. суда, каковые Нахов-
длятся в Блом мор, у здешних торговых людей. (,2)
Наиболыпее судостроение пролзводили
всегда узды Кемскй,
и Кольский, за ними Мезенский и Онежскй.
По свднямъ
С. петербургских Коммерческих Ведомостей за 1803 г.
(Л.) 3) видим, что в 1802 г. поморских судов
приходило
к Архангельску с товарами всего448, тогда какав 1847
г.
их приходило уже 832.
Лтопвсец Солов. 1833., стр. 146.
;13) См. Отчеты Начальв Арх. Тамож.. округа.
Но.
чтобы нагляднее судить о движенд.
Беломорских су--
дав, приходивших к Архангельску с товарами из Нор-
Веги, из приморских мст, с Мурманского берега и с.
Новой Земли, берем последовательный ряд годов, и взгляд
нем в то же время, на какую сумму были совершаемы Тор-
говые обороты поморскими жителями. Эти
данные всего луч-
ш покажут
состояние торговли и промышленности Помор-
сякого Края
за известное время (3).