Англо, безопаснее и фрахты дешевле, чем из Финскаго
залива (9).
Вс. эти соображена получили окончательную санкцю
в.
тоже 1886 г.
И так, дальнейшая судьба Архангельского порта
всецло
поставлена в зависимость от постепенно осуществлена
намеченных работ. Пройдут слдовательно, много годы,
нока дойдет очередь до выправлена Сухоны н. до открытя,
для паровых судов, сварного Екатерининского вандала; а
до того времени Архангельсвй порт должен будет тянуть
свое существование и не приходить в окончательный упадок,
посл. которого свяжутся, пожалуй, и излишшгми намечен
нее для него, Архангельсва, работы.
А между Мт, от сворйшего ршеня
жизненных, эво-
комических вопросов, не отвергаемых запискою и министра
Путей Сообщена, зависит участь не одного только Архан-
Гельского порта, но участь и всей северо-восточной
половины
Империи. заинтересованной в сортовом значении нашего
приокеанского порта, самою природою предназначенного быть
отпускным портом. Вадь Блое и Сварное морянами
открытые моря, и принадлежат всецело нам, тогда какъ
ключи Балтийского и Черного морей находятся у наших скос
де. Свежем боле: на Мурманском нашем побережье
имаются круглый год незамерзающя гавани, о важном
значении вторых еще в 1866 г. иностранцм
писали сл-
дующее: Росса имеет в Сварном овеан нсвольво га-
Ваней, способных служить убежищем для плых
флотов
и может тов. уврпить их, что доступ в ним с
моря
бы.ть бы очень труден, а почти и вовсе невозможен.
Бола-
дао этими гаванями, руссвя вооруженные суда могли бы во
всявую пору нанести удары французским и англйсвим
пор-
там и с помощи пара очутиться пред ними чрез нсвольво
часов по снятии с явора ().
(9) Там. же.
()) Труди С.-Петербург. Отдденя Императорского общества для
содбствл
русскому торговому мореходству.
1877 г., стр. 275.