смолу купить приискивают, купеческие суда для перевозки нанимают, а все с
немалою передачею казны.
Внешняя война прекратилась, но войско надобилось для внутренней войны – для
войны с разбойниками, театром которой по-прежнему служила восточная окраина
Европейской России. В самом начале года Сенату докладывало, что по челобитью
казанских землевладельцев для поимки беглых крестьян и для искоренения воров по
рекам Волге, Медведице, Карамышу и в саратовской степи определено послать
штаб-офицеров с командою. Донской атаман донес, что все казачьи хутора, в
которых беглецам не без пристанища было, искоренены, а беглых, скрывавшихся в
станицах
и лесах, отправили в крепость Св. Анны, в Царицын и другие места. Но осенью
нижегородская губернская канцелярия доносила, что в тамошней губернии являются
воры и разбойники великими компаниями, сухим и водяным путями, а канцелярия за
неимением солдат искоренить их не может. Сенат велел из стоящих поблизости
полков определить пристойную команду. По петербургской дороге было воровство и
разбои, недалеко от Москвы разбили морского офицера. В самой Москве крестьянин
Зацепляв,
собравшись с гренадером лейб-компанииТелесниковым и с дворовыми людьми, всего
десять человек, ездили за Калужские ворота и Донской монастырь для разбою в два
дома.
Кроме погони за разбойниками в той же Нижегородской губернии войско должно
было выдержать бой с мордвою, восставшей по следующему случаю: нижегородский
архиерей Дмитрий (Сеченов), объезжая епархию, в Терюшевской волости, в селе
Сарлеях,
велел разорить мордовское языческое кладбище, находившееся подле церкви; за это
мордва собралась и напала на архиерея, который едва отсиделся в погребе у
священника, пока подоспели христиане из окрестных деревень. Дмитрий, донося об
этом происшествии, писал, что бунтовщики не мордва, а старые русские
идолопоклонники, по-мордовски говорить не умеют, а говорят ярославским
наречием, рознясь от русских нижегородцев. Как бы то ни было, в Терюшевскую
волость отправился премьер-майор Унгер с командою, велено ему мордву склонять к
покорности, и если не склонятся, то рапортовать, а без указу с ними военною
рукою не поступать. Но Унгер не имел возможности исполнить указа, ибо
рапортовать
было нельзя, когда мордва встретила его с луками, рогатинами и огнестрельным
оружием в числе 1000 человек и начала стрелять в его команду. Унгер должен был
вступить в бой и поразил неприятеля: у мордвы побито 35 человек, живых взято
136, в том числе раненых 31, а в команде ранено 5 человек. После этого мордва
стала просить прощения; Унгеру велено было заводчиков и пущего Несмеянку
прислать в губернскую канцелярию, остальных простить и объявить им, что, если
кто хочет принять христианскую веру, пусть подаст просьбу епископу Димитриу. В
губернскую канцелярию прислано было 130 человек заводчиков. Главный из них,
новокрещен
Несмеянко-Кривой, за то что отступил от христианства, сняв с себя крест,
расколол икону, приговорен к сожжению; но к архиерею Синод должен был послать
указ, чтоб неволею никого не крестил и не озлоблял.
Обруселые, если не русские, язычники нападают на архиерея, вступают в битву
с войском правительства, новокрещеный снимает с себя крест, рубит икону и
становится главою восстания идолопоклонников! Мы видели, что в царствование
Анны лучшим средством для успокоения областей старого Казанского царства
считали распространение и утверждение христианства между иноверными его
жителями, и в 1740 году назначен был для этого дела в Казань Дмитрий Сеченов,
тогда еще архимандрит. При Елизавете он представил в Синод, что в местах,
населенных но-вокрещенами, необходимо построить по меньшей мере 30 деревянных
церквей, ибо новообращенные от русских сел живут в расстоянии восьмидесяти, ста
и более верст, и что на это церковное строение надобно употребить 9000 рублей,
считая каждую церковь в 300 рублей. Сенат нашел, что эта сумма велика, что
коллегия Экономии должна отпустить только половину, а издержка сократится тем,
что церкви будут строиться местными жителями, даже и теми, которые не захотят
креститься;
указал, как приобрести подешевле книги, колокола, утварь. По доношении того же
Сеченова
Синод представлял, что до построения церквей нужно к Каждым 250 дворам
посвятить по два священника, по одному дьякону и по три церковника, которые
будут наблюдать за строением церквей, новокрещеных будут обучать закону божию,
а детей их грамоте и всячески стараться вводить между ними христианские обычаи,
а требы исправлять хотя при часовнях; жалованье им давать: священникам – по 30
рублей и по 30 четвертей хлеба, дьяконам – по 20 рублей и по 20 четвертей
хлеба, а церковникам – по 15 рублей и по 15 четвертей хлеба. По указу 1740 года
велено было Новокрещенов переселять из тех деревень, где они живут вместе с
иноверцами; но Сеченов