ловок с ружьями, копьями и бердышами и начали стрелять в солдат; те,
отстреливаясь, убили одного крестьянина, шестерых захватили, прочие
разбежались. На другой день была отправлена новая команда, которая, подошел к
крестьянской толпе, стала было уговаривать ее к сдаче; но крестьяне отвечали
выстрелами и ранили одного солдата; солдаты, начавши стрелять, ранили девицу и
поймали пять человек, в том числе мать Трофимова; прочие снова разбежались.
Схваченные крестьяне объявили, что с ослушниками находится солдат Измайловского
полка и производит многие злодейские поступки. На третий день крестьяне в числе
300 человек напали на команду, состоявшую из 126 человек, и убили одного
солдата да ранили троих; солдаты начали палить, крестьяне побежали, и поймано
их было 22 человека. После этого сопротивление прекратилось, крестьяне начали
записываться, что приходят в покорение, и записалось их 731 человек. Управитель
со старостою и целовальником сначала скрывались; потом Трофимов был пойман, но
ушел из-под караула, скинув оковы, явился в Москву и лично подал просьбу
императрице на Головина; Сенат отправил его в Сыскной приказ.
У Синода были свои борьбы.
13 апреля происходило общее заседание обоих правительствующих учреждений,
Сената и Синода, по поводу просьбы казанских татар о позволении возобновить
сломанные мечети. По справке оказалось, что в Казанской губернии было сломано
из 536 мечетей 418, причем казанский архиерей объявил, что ему синодальным
указом 1743 года запрещено допускать постройку новых мечетей и построенные
после запретительных указов мечети везде велено разобрать. Из Астраханской
губернии донесено, что ломать мечети опасно: магометане, старые подданные,
могут разбрестись, а у других охота к выходу в Россию отнимется. Приказали:
мечети сломать и вновь не строить в тех местах, где будут жить русские и
новокрещены,
чтоб им соблазна не было, а иноверцев из тех деревень перевести в другие, где
одни магометане живут. Если все мечети сломать, то опасно, чтоб не дошел слух в
те государства, где между магометанами живут люди греческого исповедания и
построены св. церкви (не произошло бы там церквам какого утеснения?), и потому
велеть построить татарам в Казани в Татарской слободе две мечети; также повсюду
строить мечети в тех деревнях, где одни татары, нет русских и новокрещен и где
жителей от 200 до 300 человек; а если по этому расчету останутся лишние мечети,
то сломать немедленно.
Для покровительства новокрещенам и побуждения иноверцев к принятию
христианства отправлен был в Казанскую губернию советник Ярцев. Он донес, что
новокрещены,
терпят обиды от всяких людей: держат их у себя в работе и берут на них
крепостные записи; а если кто из них пожелает освободиться, то хозяева на этих
безгласных новокрещен, которые не только ябеднических дел, но и русского языка
мало знают, подают в городах челобитные, и по прииску хозяев воеводы поступают
с новокрещенами немилостиво, держат подолгу в тюрьмах и принуждают к миру с
хозяевами,
т.е. принуждают опять давать на себя крепости; которых по настоянию Ярцева
освободили,
то без всякого награждения; у них же проезжие люди берут подводы без подорожных
и без платежа прогонов, берут конские кормы и съестные припасы. Иноверцы
страшно их обижают: принуждают платить вместе с собою подати, хотя новокрещены
освобождены от этого платежа на три года; отдают в рекруты за некрещеных;
клевещут на них в канцеляриях, вследствие чего ново-крещен забирают и держат
долгое время под караулом, бьют до полусмерти; Ярцев подает об этом промемории,
но воеводы не обращают на них никакого внимания. Сколько не хвалит Ярцев воевод,
столько же превозносит нижегородского архиерея Димитриу, который, по его
словам, в своей епархии в обращении иноверцев и в охранении новокрещен от обид
неусыпное рачение имеет. Ярцев требовал для себя конвоя, потому что когда
придет в иноверческую деревню с конвоем, то желающие креститься могут объявлять
себя без страха, а без конвоя опасно и вызывать желающих принять христианство,
ибо во многих местах некрещеные сопротивлялись указу и его, Ярцева, ругательски
бранили и хотели бить, а команды его солдат и били; без конвоя иноверцы не
слушаются
и на определенные им к переселению места не переходят. Из иноверцев всего более
противятся принятию христианства магометане. Во многих уездах некрещеные
выбираются в сотники, старосты и выборные, начальствуют таким образом над
новокрещенами
и делают им несносные обиды, бьют немилостиво и собирают всякие подати. Сенат
приказал: для такого богоугодного дела определить в Казанскую, Нижегородскую и
Воронежскую губернии по одному офицеру, которым быть под начальством Ярцева;
они должны смотреть, чтоб новокрещенам никаких обид и озлобления не было.
Другая забота – раскол. В Волоколамске поймано было двадцать человек
крестьян, которые