прихожанам, что Некрасов – человек хороший и Синод по указу Петра I
определяет ученых людей на священнические и дьяконские места, то Азбуки и его
приятели стали кричать, что им школьников отнюдь не надобно, пусть школьники
идут в села и учат там деревенских мужиков, а московские жители до них еще
переучены, да и лучше их, и если школьник вперед придет в их церковь, то они
определили – метлой его выгнать. Архиепископ Платон велел вызвать Азбукина в
консисторию и, объявив ему регламент духовный о студентах, допросить: «Для чего
он противится именному указу государеву и для чего мужик простой, бесстыдный в
церковное наше дело вступает?» Азбуки объявил, что без воли Главного магистрата
в консисторию не пойдет; потом одумался и подал архиерею донесение, в котором
запирался в своих словах о школьниках. Архиерей велел ему объявить с подпискою
указ Петра I о студентах; Азбуки подписался, и Некрасов попал в дьяконы к Спасу
в Наливки.
Для введения образования среди духовенства необходимым средством был признан
вызов ученых монахов из Малороссии на архиерейские кафедры в Великой России.
Необходимость продолжалась и после Петра Великого; но мы видели темную сторону
этого явления; на архиереев смотрели враждебно, как на чужих, втершихся и
оттеснивших Великороссия; их упрекали, что они благоприятствуют только своим,
наполняют значительнейшие места малороссиянами же. Неудовольствие было сильное
и простиралось не только на лица, но и на дело, для которого были призваны
лица, на школы; вместо того чтобы спешить сравняться с малороссиянами в
образовании
и таким образом сделать последних ненужными, оказывали нерасположение к тому,
чем были малороссияне выше их, – к науке, к школе, притом же смотрели на школу
как на учреждение, которое дорого стоит, уменьшает доходы архиерейские. Мы
видели уже гонение на школу и учителей в Казани, воздвигнутое архиереем из
Великороссия.
Печальное явление не было единственным. Архангельский архиерей Варсонофий
говорил о большой, хорошо выстроенной школе: «Чего ради такая не по здешней
епархии школа построена? Да и школам в здешней скудной епархии быть не
надлежит; к школам охоту имели бывшие здесь архиереи-черкасишки, ни к чему не-
годницы».
Экзаменатора Венедикта Галецкого Синод велел произвести в архимандриты в Анто-
ниев-Сийский
монастырь; но Варсонофий из ненависти к нему, как малороссиянину, не произвел
его в архимандриты и пищу давал очень скудную, напитков ничего не давал и в
келью к себе редко допускал. Галецкий, не вынесши такого обращения, уехал, а
Варсонофий
обрадовался и говорил: «Слава богу, черкашенина отсюда избыли!» Неохотник до
школы отличался грубостью и жестокостью. В 1742 году в Архангельске на святой
неделе, 17 апреля, в праздник св. Зосимы Соловецкого, архиерей служил обедню, а
пред церковью против алтаря стояли босые на снегу соборные протопоп со
священниками и дьяконами за то, что не служили накануне всенощной. Приехав в
Николаевский карельский монастырь и подгулявши, неизвестно за что жестоко
прибил своими руками соборного ключаря и велел водить вокруг монастыря на цепи
в жестокий мороз; ставил в священники людей моложе двадцати лет, волочил
ставленниками, брал с них взятки.
Архиереи, заботливые о школах, встречали препятствие к их заведению в
недостатке денег, действительном или мнимом. В 1748 году Топольский митрополит
Антоний просил Синод, и Синод представил в Сенат, чтоб в Тобольске при
архиерейском доме учредить славяно-латинского учения семинарию для двухсот
студентов, с тем чтоб студентов, учителей и проповедника по примеру Московской
славяно-греко-латинской
академии содержать из казны императорской, кроме учеников и учителя русской
школы, которые по силе духовного регламента должны быть содержаны – ученики на
собираемую с знатнейших монастырей двадцатую часть хлеба и на готовых книгах
архиерейских, а учитель – на домовом архиерейском коште. Антоний указывал, где
взять деньги на новый расход: собираемые в Тобольском епархии с венечных
памятей на содержание лазаретов деньги (которых в сборе бывает до 500 рублей в
год) определить на новую семинарию, ибо на содержание госпиталей после 1714
года сверх денег, собираемых с венечных памятей, изобретены и другие немалые
сборы, а именно вычеты за повышение рангов месячного жалованья, вычеты при
выдаче жалования у всех служащих по копейке с рубля, с неисповедующихся всяких
чинов людей положенные штрафы. Если с венечных памятей сумма определится на
семинарию,
то она пойдет на платье и обувь студентам и на жалованье учителям и
проповеднику, а кормовые деньги пусть велено будет производить против студентов
Московской академии вполовину, т.е. по 1 1/2 копейки каждому на день из
неокладных доходов Сибирской губернии, а хлебом их Синод определит
довольствовать из архиерейских житниц, также и о снабжении семинарии
библиотекою Синод промыслит. На это представление Сенат отвечал: на содержание
семинарии