Соловьев С.М. История России с древнейших времен Книга пятая Том 21-25
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Соловьев С.М.
История России с древнейших времен
Книга пятая
Том 21-25
стр. 286


ли, результатов знания, необработанностью языка. Русский человек с возбужденною знанием мыслью испытывал самое тяжкое чувство, чувствовал себя немым. И понятно, почему высокода-ровитый русский человек, естествоиспытатель чувствует обязанность, потребность заняться устройством родного языка, без чего успех русских людей в науках был невозможен. Ученые иностранцы были призваны в Россию, и лучшие из них делали свое дело, Академия издала труды своих членов, но что было в этих трудах для русского человека, когда они переводились таким образом: «О силах телу подсиженному виданных и о мере их» (De viribus corpori moto insitis et illarum mensura) или «О вцелоприложениях равнения разнственных». Надобно было создавать литературный и научный язык, создавать не указанием только известных его свойств, но уменьем пользоваться указанным. Первая ода Ломоносова была ученым опытом, примером лучшего, более соответствующего духу русского языка стихосложения, над которым думал Ломоносов и за границею, будучи возбужден «способом к сложению русских стихов» Третьяковского. Ломоносов вместе с одой прислал в Академию письмо о правилах российского стихотворства, где, сходясь с Третьяковским в главной мысли о необходимости тонического стихосложения для русского языка, Ломоносов противоречил ему в подробностях. Василий Кириллович немедленно написал ответ и передал его в канцелярию Академии для пересылки Ломоносову; но адъюнкты Ададуров и Тауберт представили Шумахеру, чтобы «сего учеными ссорами наполненного письма для пресечения дальних, бесплодных и напрасных споров к Ломоносову не отправлять и на платеж денег напрасно не терять». Для современников вопрос заключался не в том, кто первый указал на тоническое стихосложение, но кто писал:

«Воспевай же, лира, песнь сладка,/ Анну то есть благополучна,/ К вящему всех врагов упадку./ К несчастью в веки тем скучна», – и кто писал: «Шумит с ручьями бор и дол:/ „Победа, Рисская победа!“/ Но враг, что от меча ушло,/ Боится собственного следа./ Тогда, увидев бег своих,/ Луна стыдилась сраму их/ И в мрак лице, зардевшись, скрыла./ Летает слава в тьме ночной,/ Звучит во всех землях трубой,/ Коль Рисская ужасна сила!»

Первого автора звали Третьяковским, второго – Ломоносовым. Летом 1741 года Ломоносов возвратился в Россию, уже известный в Петербурге и своею одою, и отличными отзывами некоторых его наставников в Германий, и очень дурными отзывами других, и собственными признаниями в беспорядочном поведении. Подобно великому царю, который начал походы русских людей на Запад за наукою, и Ломоносов должен был явиться здесь и очень хорошим, и очень дурным человеком. У Ломоносова была та же богатырская природа, то же обилие сил; но мы знаем, как любили погулять богатыри, как разнуздывались их силы, не сдержанные воспитанием, границами, которые вырабатывает зрелое, цивилизованное общество для проявления этих личных сил, часто стремящихся нарушить его нравственный строй. Отсутствие благовоспитанности в Петре могло резко броситься в глаза людям из высшего западного общества, и особенно женщинам, которые и оставили нам отзывы об этой неблаговоспитанности вместе с отзывами о необыкновенных достоинствах царя. Что же касается Ломоносова, то в тех кругах, в которых он находился за границею, его несдержанность, его богатырские замашки могли поражать далеко не всех. Нам тяжело теперь говорить о пороке, которому был подвержен Ломоносов, о тех поступках, которые были следствием его шумства; но мы знаем, что современники смотрели на это шумство и беспорядки, от него происходившие, гораздо снисходительнее. Французские писатели средины XVII века с радостью отзываются, что пьянство вывелось у них в высших кругах и предоставлено низшим. Германия, отстававшая в это время от Франции во всех других отношениях, отстала и в этом. Университетская жизнь германская, в которую попал наш Ломоносов, далеко не могла иметь сдерживающего значения для его пылкой природы, а скорее разнуздывающее, и Ломоносов в оправдание своих беспорядков имел право указывать на соблазнительное общество. После разных приключений, после женитьбы на дочери марбургского портного, после завербования под хмелем в прусскую службу, из которой спасся бегством, сопряженным с величайшими опасностями, Ломоносов явился в Петербург, когда Шумахер управлял Академиею.

Могущественный советник, которого собственная университетская жизнь, как мы знаем, была также не без приключений, встретил Ломоносова не очень сурово, тем более что перед приездом он обратился к нему с почтительным письмом, считая его единственным человеком, от которого зависела его судьба. Очень приятно и выгодно было господину советнику иметь под руками даровитого и покорного русского, который по возвращении в Россию написал две оды – одну на день рождения императора Иоанна, другую – на победу при Вильманстранде, а после восшествия

  Предыдущая Начало Следующая    
 
Новости
Матвиенко вручила российский паспорт внуку мецената Щукина
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко лично вручила российский паспорт получившему ранее гражданство РФ внуку мецената и коллекционера Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко.
На культурный форум в Эрмитаж привезут картину Боттичелли
Картину «Мадонна делла Лоджиа» хотят привезти в Северную столицу в рамках культурного форума из флорентийской галереи Уффици. Он будет проходить в городе с 14 по 16 ноября. Планируется, что произведение начнет экспонироваться в музее с 16 ноября по 16 февраля 2020 года.
Цискаридзе рассказал, зачем пересматривает фильмы о Гарри Поттере
Современные педагоги должны знать историю о Гарри Поттере и "Игру престолов", чтобы находить общий язык с учениками, считает ректор Академии русского балета имени Вагановой Николай Цискаридзе.
Снимавшиеся в Ярославле фильмы получили награды «Кинотавра»
На «Кинотавре» отметили сразу две ленты, снимавшиеся в Ярославле. На днях фестиваль завершил работу в Сочи. Лента «Керосин» Юсупа Разыкова получила награду имени Даниила Дондурея Гильдии киноведов и кинокритиков России.
Тейлор Свифт и Кэти Перри обнялись в новом клипе You Need to Calm Down
В Сети опубликован новый клип американской певицы Тейлор Свифт на песню You Need to Calm Down. Композиция войдет в новый альбом певицы Lover. Примечательным событием стало появление в ролике коллеги Свифт по эстрадному цеху – певицы Кэти Перри.
«Война Анны» вернется в прокат, чтобы претендовать на «Оскар»
Драма Алексея Федорченко «Война Анны» — о маленькой девочке, которая переживает Великую отечественную войну, прячась в здании фашистской комендатуры — вернется в российский прокат. Картину можно будет увидеть с 20 по 26 июня в объединённой сети кинотеатров «Синема Парк» и «Формула Кино».
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика