ко мне против многих спорить, определенному и разными опасностями
окруженному, единое только есть спасение и покров правосудие и милость вашего
ампер.
величества. А мне б то была наивысочайшая милость, когда б мои поступки и для
соблюдения вашего ампер. величества интересов ревностные домогательства и с
синодальными членами не заедино их жалованье и доходы, но также за упущение
экономических порядков и за раздачу в великовотчинные архиерейские Домы и
монастыри на строение без надлежащего прежде о доходах и остатках отчета более
40000 Рублев из казны вашего ампер. величества денег и за несобирание в Синод
оставшихся в епархиях и монастырях после духовных персон пожитков (в коем числе
одних денег и червонных более 20000 Рублев находится) и по прочим таковым же
делам споры и против всех приносимых на меня жалоб персонально пред очами
вашего ампер. величества при них самыми делами доказать и оправдаться позволено
было».
Шаховской мог указывать также на медленность Синода в исправлении и издании
Библии, медленность в деле, которое особенно занимало Елизавету как завещанное
отцом. Мы видели, что исправление Библии было поручено архимандриту Иллариону.
Оказалось, что в Феофилактовской (Лопатинского) исправленной Библии во многих
главах и стихах текст с текстом старой печатной Библии и ни с какими греческими
кодексами не согласен, иные стихи переменены, другие дополнены или убавлены и
главы некоторые начинаются не оттуда, откуда по греческим кодексам должны
начинаться, а по указу Петра Великого велено именно эти несогласия исправить
согласно с греческим переводом 70 толковников. 17 ноября 1746 года определили:
перемены речей у Фео-филакта выносить на брег (на поля), а старые речи писать в
тексте на ряду; что же касается до перемены в разуме, также прибавки или убавки
стихов или перемены глав, то смотреть на сделанные выписки из разных греческих
кодексов, а если сыщется хотя в одном кодексе так, как в старой печатной, то
оставить так и в том разуме, как в старой печатной, а если ни в одном из
греческих
кодексов не сыщется так, как в старой печатной лежит, то представлять на
рассуждение Синода. 9 января 1747 архимандрит Илларион подал доношении, что
усмотрел он много в старопечатной Библии таких речей и целых стихов, которые
противны новоисправленной Библии, а исправить то по надлежащему невозможно, и
притом, объявляя о своем греческого языка незнании и что он глазами, трудясь
при чтении той Библии, ослабел, просит от того библейского труда увольнения в
Воскресенский монастырь, где ему, будучи настоятелем, и жалованье, ныне на
библейский труд дуемое, производить. Синод определил Иллариона уволить, а из
Киева вызвать двоих иеромонахов, знающих греческий язык. В экстракте о
библейском деле, поданном императрице, в конце находится замечание, должно быть
обер-прокурорское: «И таки Св. Синода члены от порученного им именными ее
императорского величества указами библейского исправления сами отбыв, разным
персонам оную поверяя, за разными же сумнительствы оное дело бесконечно
продолжают, и жалованье вотще употребилось. А когда и означенные киевские
монахи одни токмо без искуснейших к тому из синодальных членов исправление
Библии учинят, то по примеру вышеозначенных перемен чаятельно, что паки и потом
сумнительствы еще какие изобретут».
Иеромонахи начали исправлять Библию; показалось долго, и 1 марта 1750 года
Синод получил указ: печатать без всякого отлагательства. 10 июля началось
печатание; 8 сентября новое требование, чтоб Синод подал ведомость, в каком
положении находится печатание Библии? Синод доложил, что начавшееся 10 июля
1750 года печатание производилось без перерыва; что же касается того, в какое
время все пророческие и Маккавейские книги могут Синодом быть освидетельствованы
и исправлены, того показать точно не можно, ибо хотя Синод о сем и
беспрестанное попечение имеет, но понеже многотрудные в них находятся к
разобранию
места, каковые наипаче состоят в пророчествиях, к тому же в Синоде сверх того
библейского исправления завсегда происходит слушание и других многих текущих и
необлагаемого
решения требующих дел, не упоминая о епаршеских.
Из дел, слушанием которых занимался Синод, заметим следующие: тверской
архиепископ Митрофан жаловался на обиды, причиняемые духовенству светскими
людьми: 1) Ржевский воевода Ванюков избил батогами дьякона Преображенской
церкви Брасова; следствие провинциальною Тверскою канцеляриею произведено, но
решения нет; 2) майор Свечин священника Тимофеева бил по щекам и проломил
голову тростью, о чем провинциальная канцелярия до сих пор следствия не
произвела; 3) полицмейстер Тархов пономаря Григорьева велел бить плетьми, сам
бил тростью и едва оставил жива, следствия не произведено; 4) Ржевский помещик
Юрьев бил батогами приходского своего священника, отчего тот и умер; началось
следствие, Юрьев бежал и до сих пор не