шеен христианин: но или Лютер, или совсем атеиста, понеже имел великое
обхождение с аглицким послом, а той явный атеиста. В Стамбуле находятся
различении
народы православии и имеют резидента в великом почтении яко от православного
государства, а по теперешнем случаи все удивились и покорствуют на Россию, что
одно
православное государство в свете, и тое уже начинает колебались в вере и
развращались,
весь Стамбул атеисткою покойного называл за его злые поступки, наипаче же
теперь внушили, что не хотел исповедались. О чем я прошу преосвященства вашего
в случае внушить сие всемилостивейшей государыне, дабы доброго христианина
избрали и прислали в Царьград».
Глава вторая
Продолжение царствования императрицы
Елизаветы
Петровны. 1751 и 1752 годы
Восстания приписных к фабрикам крестьян. – Помещичьи и крестьянские
междоусобия. – Столкновения на межах. – Предложение графа Петра Иванов.
Шувалова о генеральном межевании. – Указ против ябедников. – Смягчающее
движение в законодательстве. – Продолжение брянского дела о беглых крестьянах.
– Магистратское дело в Белгороде. – Беспорядки в Орле. – Устюжские купцы и
половники. – Торговое и промышленное движение. – Финансы. – Дела церковные. –
Продолжение борьбы с инородцами в Сибири. – Дела малороссийские. – Письмо
канцлера
Бестужева к императрице. – Ссора канцлера с братом его Мхи. Петр. Бестужевым. –
Столкновение с Австриею по поводу выселения сербов в Россию. – Новая Сербия. –
Сношения с польско-саксонским двором. – Переговоры с английским двором о
субсидиях. – Дела турецкие. – Кончина шведского короля Фридриха и вступление на
престол Адольфа-Фридриха. Прекращение беспокойства относительно планов нового
короля. – Сношения с Даниею.
1751 год начали в Петербурге обычными увеселениями. На другой день Нового
года «как знатные обоего пола персоны и иностранные господа министры, так и все
знатное дворянство с фамилиями от 6 до 8 часа имели приезд ко двору на маскарад
в богатом маскарадном платье и собирались в большой зале, где в восьмом часу
началась музыка на двух оркестрах и продолжалась до семи часов пополуночи.
Между тем убраны были столы кушаньем и конфетками для их императорских
высочеств с знатными обоего пола персонами и иностранными господами министрами
в особливом покое, а для прочих находившихся в том маскараде персон в прихожих
парадных покоях на трех столах, на которых поставлено было великое множество
пирамид с конфетками, также холодное и жаркое кушанье. В оной большой зале и в
парадных покоях в паникадилах и крак-штейнах горело свеч до 5000, а в маскараде
было обоего полу до 1500 персон, которые все по желанию каждого разными водками
и наилучшими виноградными винами, также кофеем, шоколадом, чаем, оршадом, и
лимонадом, и прочими напитками довольствованы». 18 января был при дворе другой
такой же маскарад.
С половины 1751 года в разных местах империи начало обнаруживаться явление,
которое в следующем году приняло небывалые размеры. В Вятской провинции встали
против своих властей крестьяне архиерейского дома, также успенского Трифонова и
других монастырей. Пущих заводчиков велено было наказать кнутом, а прочих
батогами; но крестьяне не допустили до этой экзекуции секретаря, приехавшего с
драгунскою командою; секретаря и восемь человек драгун избили. Тогда другие
драгуны стали стрелять и убили двоих крестьян: остальные крестьяне отступили,
но залегли по всем дорогам, чтоб не пропускать команды; послана была другая
команда, которая выручила секретаря и схватила троих зачинщиков мятежа: в
других деревнях зачинщики разбежались при появлении команды.
Вятский воевода Дубенский постарался исторически объяснить Сенату положение
крестьян в своей отдаленной и находившейся в особенных условиях провинции.
Вятский
крестьяне платят подати с трудом, потому что множество их за неимением своих
земельных участков скитается, питаясь подаянием, а землями государственными по
большей части владеют дом архиерейский, монастыри, купечество и разного чина
люди. В этой провинции, как видно, сначала были места лесные и пустынные,
которые при поселении отдавали черносошным крестьянам во владение на