кладутся штрафные деньги с разговаривающих в церкви, хотя Бестужев не
говорил ни слова; наконец, велел взять у него трость.
Еще далее, в Тобольске, началось дело между митрополитом и бухарцами с
татарами. В Сенат явились поверенные Топольских и Тарских бухарцев и служилых и
ясачных татар с жалобою: Топольский митрополит Сильвестр причиняет им несносные
обиды: схвачены были татары и бухарцы, жены, и дети, и дворовые люди и отданы
на митрополичий двор, там держали их в оковах, морили голодом и этим заставили
многих креститься и малолетних, а митрополит вымучивает у них доношения, что
они крестятся по своему желанию. Митрополит присылает в их юрты русских
священников будто для увещания и принятия христианской веры; но эти священники,
ездя по юртам на их лошадях и коште, только пьянствуют и требуют с них
подарков, а если кто не даст, то по возвращении митрополиту напрасно
наговаривают, будто бы они, татары и бухарцы, поносят веру христианскую и
священников бранят; особенно живущие между ними новокрещены ложно доносят на
них митрополиту в хуле на христианскую веру, и по этим доносам их берут в
консисторию и без всякого следствия бьют смертельными побоями и этим заставляют
подавать доношения о желании креститься, а доносчиков отпускают с наградами,
отчего они, татары и бухарцы, пришли в крайнее разорение, не смеют для
купечества и звериного промысла из домов своих отлучиться, чтоб без них
митрополит жен и детей их не побрал и не принудил креститься.
Когда митрополиту дали знать об этой жалобе, то он отвечал, что все это
неправда, и в свою очередь прислал список обвинений: татары и бухарцы тайну св.
крещения хулят, говорят: «Черт ли нам велит креститься и в веру такую идти!»
Злохулительные
на христианство письма на татарском, персидском и арабских языках носят на
головах в шапках и на груди. Христианство идолопоклонством называют;
новокрещеных
ругают собаками и демонопоклонниками; склоняют их в свой закон; одного русского
человека уговаривали принять магометанство, а других русских насильно питьем и
едою оскверняют. Для волшебства носят лоскутки от саванов с мертвых тел, чтоб
не чувствовать пытки; в юртах своих сводят христиан с магометанами на
беззаконное смешение. По разорении у них мечетей на основании указов 743 и 744
годов собираются молиться в юртах. Колют иконы и бросают их на землю; с
христиан срывают кресты, бросают на пол, плюют и топчут. Барабинцев и не имущих
никакого закона остяков, вогуличей, калмыков в свой закон целыми деревнями
превратили.
На самом отдаленном краю Сибири шла истребительная расправа с туземцами,
которые не хотели признавать русского господства. В феврале 1752 года ночью в
Охотке
содержащиеся под караулом изменники-коряки возмутились, перебили часовых и
засели в тюрьме. Охоцкий командир осадил тюрьму и сейчас же послал жителям
приказ
перевязать коряков, которые у них жили в работниках. На рассвете русские
приступили к тюрьме и начали палить в нее из ружей и пушек; коряки сначала
отстреливались из ружей; но потом, видя, что не отстреляться, зажгли тюрьму и
все погибли. Рабочие-коряки на другой день расспрашиваны и признались, что с
тюремными коряками были в согласии и хотели хозяев своих в ту ночь побивать; а
потом когда бы товарищи их вышли из тюрьмы, то они с ними убили бы командира и
всех русских, острог выжгли, ушли в свою землицу и не были бы в русском
подданстве. Русские решили казнить всех этих коряков смерти, потому что за
караулом держать было нельзя: их было слишком много, а русских слишком мало.
На юго-западной, европейской крайне – в Малороссии ждали гетмана Разумовского
с его ментором Тепловым. 3 марта 1751 года с большою церемониею Разумовский
принес присягу в своем новом звании и получил из рук императрицы булаву и
другие гетманские знаки. Для отправления нового гетмана в Малороссию уже было
нанято Сенатом 125 подвод, за которые заплачено по 3 рубля за каждую лошадь; но
Разумовский потребовал, чтоб от Петербурга до Москвы и от Москвы до Малороссии
на каждом почтовом стану было приготовлено для него по 200 подвод, и, когда
гетманская супруга проедет, тогда с каждого стана две трети подвод распустить,
а треть оставить для самого гетмана. Ее величество пожаловала Академии асессора
Теплова за его прилежание и труды в коллежские советники; но гетман
малороссийский просил, чтоб ему дать оного Теплова для правления его домашних
гетманских дел, и ее величество повелела Теплову быть при гетмане в Малороссии
всегда в таком звании, в каком гетман заблагоусмотрит по его чину, и получать
ему свое довольствие от гетмана. Только в июне месяце Разумовский выехал из
Москвы в Малороссию, и об этом отъезде дано было знать в «Петербургские
Ведомости»: «Июня 18 числа его ясновельможность г. гетман обеих сторон Днепра и
Войск Запорожских, президент Академии