который сверх вышеписаных должен знать и обучать особливо внутренние
государственные права; 3) профессор политики, который должен показывать
взаимное поведение, союзы и поступки государств и государей между собою, как
было в прошедшие века и как состоят в нынешние времена. В медицинском: 1)
доктор и профессор химии должен обучать химии, физической особливо и
аптекарской; 2) доктор и профессор натуральной истории должен на лекциях
показывать разные роды минералов, трав и животных; 3) доктор и профессор
анатомии обучать должен и показывать практикою строение тела человеческого на
анатомическом театре и приучать студентов к медицинской практике. В
философском: 1) профессор философии обучать должен логике, метафизике и
нравоучению: 2) профессор физики обучать должен физике экспериментальной и
теоретической; 3) профессор красноречия для обучения оратории и стихотворства;
4) профессор истории для показания истории универсальной и российской, также
древности и геральдики. Каждый профессор должен учить по крайней мере два часа
в день, исключая воскресных, табельных дней и субботы; по субботам собрание для
рассуждения о делах университетских. Никто из профессоров не должен по своей
воле выбрать себе систему или автора, но каждый повинен последовать тому порядку
и тем авторам, которые ему профессорским собранием и от кураторов предписаны
будут. Лекции должны быть на латинском или на русском языке, смотря как по
приличествуй
материй, так и по тому, иностранный ли будет профессор или природный русский.
Вакаций две: зимою от 18 декабря по 6 января; летом от 10 июня по 1 июля.
В обеих гимназиях учредить по 4 школы, в каждой по 3 класса. Первая школа
российская: в ней обучать в нижнем классе грамматике и чистоте стиля, в среднем
– стихотворству, в вышнем – оратории. Вторая школа латинская: в ней обучать в
нижнем классе первые основания латинского языка, вокабулы и разговоры, в
среднем – толковать нетрудных латинских авторов и обучать переводам с
латинского на российский и с российского на латинский язык, в верхнем –
толковать высоких авторов и обучать сочинениям в прозе и в стихах. Третья школа
первых оснований наук: в нижнем классе обучать арифметике, в среднем –
геометрии и географии, в вышнем – сокращенной философии. Четвертая школа
знаменитейших европейских языков: в двух нижних классах обучать первые
основания и разговоры с вокабулами немецкого и французского языков, в двух
верхних классах обучать чистоте стиля помянутых языков.
Кураторами университета были назначены Ив. Ив. Шувалов и действительный
статский
советник Лаврентий Блюментрост, известный лейб-медик Петра Великого, первый
президент Академии наук, подвергшийся опале в царствование Анны и живший в
Москве в должности начальника госпиталя. Блюментрост, впрочем, недолго
пользовался своим новым званием куратора, потому что умер в марте того же 1755
года. Директором университета был назначен коллежский советник Алексей
Аргамаков. Мы видели, что Аргамаков был назначен также членом в комиссию об
Уложении и ему поручено составить проект устройства Оружейной палаты. Он
поспешил в начале же 1755 года представить этот проект, который делает ему
честь и может объяснить, почему его назначили директором университета. По
мнению Аргамаков, освященные вещи, хранившиеся в палате, – короны, скипетры,
державы – должны быть положены в лучшем порядке, также курьезные вещи древних
работ и многим числом посуды серебряной и пребогатым конским и оружейным
прибором могут составить славную галерею. Для этого надобно выстроить особое
здание и разложить вещи с украшением в надлежащем порядке; сделать новую опись
по расположению вещей в этой новой галерее с выставлением цены и с объяснением
значения каждой вещи; с лучших вещей снять рисунки и каталог этот напечатать на
русском и на других иностранных языках, «дабы столь богатые и курьезные вещи,
которые приносят славу империи, не преданы были забвению». Один день в неделю
назначить для публики, которая обозревает палату в присутствии члена. Сенат
приказал архитектору составить план и смету нового здания палаты. Но план
Аргамаков
очень нескоро осуществился во всех частях.
Важно было учреждение медицинского факультета при всей его неполноте.
Госпитальные
школы не могли доставлять достаточного количества лекарей и прибегали к
средствам частного домашнего наущения; так, сенатский лекарь Вейнраух должен
был обучать лекарскому искусству учеников: их было у него двое, они получали от
казны денежное жалованье и провиант. Но если, с одной стороны, чувствовался
сильный недостаток в лекарях, то был любопытный случай, когда лекарей отвергли
как ненужных. В Казанской губернии были учреждены четыре школы для
ново-крещенских детей и к этим школам определены два лекаря. Вдруг получается
приказание от казанского епископа Луки запечатать в этих школах все
медикаменты; лекаря отправляются к прекос-