Соловьев С.М. История России с древнейших времен Книга пятая Том 21-25
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Соловьев С.М.
История России с древнейших времен
Книга пятая
Том 21-25
стр. 509


гад на них суда просили, то не получали. Во время проезда с делами русских людей битьем, мучением, взятками, воровством неизреченные обиды показаны, излишние подводы требованы, проводников драгуны смертельно бьют. Бедный народ никакой себе надежды не имеет. Народ негодовал, и разнесся слух, что башкиры Ногайской, Сибирской и Ясинской дорог оружие готовят, а зачем – Богу известно. Чтоб проведать о причине, поехал я в Исецкую провинцию в деревню старшины Мыслима будто в гости. Жители деревни воздали мне великую честь: из окрестных деревень мулл и других людей призвали, и все, стоя на коленах, поучения мои слушали. Приехали в гости и мещеряки, все напились кумыса допьяна и начали толковать, что соль и звериные ловли им запрещены, неверные русские крестят мусульман в свою веру, от командиров и генералов никакой милости нет и неизреченных тягостей терпеть больше нельзя, хуже что может ли быть, когда из настоящей веры в ложную обращают, ибо каждый человек свою веру любит. Русских, которые насильно из магометанства обращали и мечети разоряли, на весах разума с справедливым золотником надобно судить, так же как и мусульман, которые бы христиан в свою веру привели и церкви разорили, ибо все мы рабы императрицы; когда же государынина милость к рабам неровна будет, то легкомысленные люди рассуждали, что впредь уже ожидать нечего: станем и мы веру их ругать и в свою обращать и имение их грабить. Тайком старшине Муслим я говорил: „День за день добро ли умножается или зло“. Тот отвечал: „Самому тебе известно, от мучения неверных затылок у меня переломился, чтоб Господь Бог и у них затылок переломил и упование их пресек!“ Выразумев эти происхождения, начал я писать наставительные и разжигательные письма по силе изображения в книгах наших.

Был у мещеряков старшина Янош, который никогда Богу не малевался, каждый год с своими сотниками не по очереди людей в поход писал, которые должны были откупаться; вора не судил, истца мириться принуждал, где б ни увидал красивую женщину, насильством блуд чинил, бил людей, которые не хотели идти к нему под суд, а требовали суда Ахинов и мулл, судящих по книгам; а если кого надобно было отослать к муллам, то приказывал последним решить дело так, как ему хотелось. Я сужу праведным судом, и за то ученые люди и народ хотели меня сделать ахуном над всеми жителями Сибирской дороги; Янош противился, но не успел. День за день между народом ведомости и слова умножались, что, как лошадей откормят, народ поднимется. Лето наступило, земля просохла, и указ пришел, чтоб Янош с командою скоро на коней садился, ибо Ногайской дороги башкиры встали, так шел бы на них. Я пошел к Яношу с представлением несчастного положения народа, который как птицы, испугавшись кречета, отлететь изготовились. «Все знаю, – отвечал Янош, – нападки день ото дня умножаются; до сих пор даром или за малые деньги можно было доставать деготь, который для выделки кож употребляли; теперь запретили употреблять деготь, велели из городов рыбий жир брать, а вместо двух рублей двадцать издерживаем. Слух носится, что из правоверных держав должно прибыть войско, тогда и сделаем дело; а теперь одним встать нельзя, будем задавлены множеством русских; башкирам же ничего не будет; тотчас с женами и дочерьми сядут на лошадей и как ветер перелетят». Я говорил: «Если около нас находящиеся степные и по лесам живущие башкиры за веру восстанут, то мы, одни мещеряки, из жилища нашего выйти способа не сыщем и драться с многолюдными мусульманами не можем, также и кровь их проливать в книгах наших правила не сыщем». «Если мусульмане усилятся, то мы соединимся с ними, а теперь лучше подождать», – отвечал Янош. Я побранился с ним за это, назвал его лисицею, наполненною коварством: когда собака ее догоняет, то хвостом и направо, и налево вертит. Янош говорил мне на это: «Слова твои с книгами и разумом сходны; но у старых людей пословица есть, и та с книгами не сходна, я тебе говорю: потерпи, безвременное дело непристойно бывает; ты своих речей народу не разглашай, ибо народ что мухи – в которую сторону ветер подует, туда и летят». Я решился потерпеть и съездить в Оренбург за вестями; пришел за паспортом к писарю Кузьме; тот в старом паспорте выскреб имя и, написав мое имя, отдал мне; потом попотчевал крепким медом и сказал: слух носится о прибытии войск из правоверных держав и что Россия опасность имеет. На дороге в Оренбург встретил я Башкирцев Буржанской волости, которая вся бежала; они говорили: «Злой вор заводский командир имение наше покрал и разграбил, земли и воды наши отнял, жен и дочерей наших пред нашими глазами блудили; волость, не стерпев, заводского командира убила и побежала. Неоднократно народ наш на того заводского командира ездил с жалобою к дьяволу мурзе (генералу Тевелеву), но никакой пользы не получали»». По возвращении из Оренбурга Батыра продолжал поджигать своих магометан к бунту; ему дали знать, что русские проведали об этом и хотят его схватить. Батыра бежал с же-

  Предыдущая Начало Следующая    
 
Новости
Названы ведущие нового сезона «Ледниковый период. Дети»
В 2012 году Ягудин и Ирина Слуцкая вели шоу «Кубок профессионалов». Кстати, с Аллой Михеевой он уже работал - в 2016 году они вели «Ледниковый период». К слову, сама Михеева сначала попала в «Ледниковый период» как участница.
Бэнкси назвал «фальшивой» выставку с его работами в Афинах
Знаменитый андеграундный художник из Англии рассказал, что все выставки, которые проходили с 2018 года в разных странах, в том числе в Афинах, являются «фальшивыми». На официальном сайте художника сказано, что ни одна из выставок, которая прошла во многих городах, не была согласована.
Дайана Росс вступилась за Майкла Джексона после скандального фильма
Американская певица Дайана Росс встала на защиту своего коллеги Майкла Джексона на фоне разразившегося скандала вокруг фильма "Покидая Неверленд", в котором его обвиняют в педофилии. Об этом сообщается в ее твиттере.
Третьяковке передали 70 картин Репина, несмотря на инцидент с Куинджи
Третьяковская галерея постоянно сотрудничает с Русским музеем. Выставка, посвященная 175-летию русского художника Ильи Репина включает более 300 полотен и рисунков.
Россиянка выпустила первый поп-сингл на арабском языке в Египте
В Египте вышел первый поп-сингл на арабском языке. Его исполнила россиянка Анастасия Бисерова. Песня получила название Ya habibi taala («Любимый, приди»), о чем сообщило агентство ТАСС в воскресенье, 24 марта.
Большой театр сообщил о смерти Виктора Хоххаузера
В Лондоне на 96-м году жизни скончался легендарный британский импресарио Виктор Хоххаузер. Свои соболезнования по этому поводу уже выразил Государственный академический Большой театр России (ГАБТ).
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика