Соловьев С.М. История России с древнейших времен Книга пятая Том 21-25
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Соловьев С.М.
История России с древнейших времен
Книга пятая
Том 21-25
стр. 717


Господи Боже вседержителю, и сие чудное строение не человеческого ума и силы, но Божиих несказанных судеб и его премудрого совета. Будут чудо сие восклицать проповедники, напишут в книгах историки, прочтут с охотою ученые, послушают в сладость некнижные, будут и последние роды повествовать чадом своим и прославлять величия Божия. Ныне, когда по мрачных тучах оных наступило ведро и самая осень претворился в красную весну, начинай лето, Господеви приятно. Поздравляем и тебе, дражайший всероссийского престола наследничек, Богом венчанною ныне, вселюбезною материю твоею. Что ныне самодержавная матерь твоя восприняла, тое и тебе понести иногда должно будет; помышляй, яко ее корона – твоя корона; вся елико иметь даст тебе; ее престол – твой престол, твой синклит, твое воинство, твое всероссийское царство».

На медалях, выбитых в честь коронации, на лицевой стороне изображен был бюст императрицы, а на обороте: «Православие и Российское отечество, спасенные геройским духом Ея и. встав от угрожавших им бедствий, радостно возносят украшенный дубовыми листьями щит с именем ее встав, на который провидение Божие императорскую корону налагает; перед ними стоит курящийся жертвенник с изображением знаков духовного, военного и гражданского чина, на который Российское отечество сыплет фимиам во изъявление всенародных молитв и усердных желаний о долгоденствии и благополучном государствовании вседражайшия их монархини и избавительницы, с подписанием: вверху: „За спасение веры и отечества“, внизу: „Коронована в Москве, сентября 22 дня 1762 года“».

Великороссийский архиерей повторял о благодетельном значении события 28 июня для церкви и отечества; но к торжеству коронации приехал в Москву православный архиерей из чужого государства; он также в своей речи прославил восшествие на престол Екатерины как событие, спасительное для русской церкви, но указал для новой императрицы новые обязанности, о которых не упоминал митрополит новгородский. 29 сентября, в последний день коронационных торжеств, говорил Екатерине речь известный Георгий Конский, епископ могилевский или белорусский. В самом начале речи Конский не усомнился назвать себя и весь белорусский народ подданными русской императрицы: «Между подданными народами в. и. встав, о всерадостней-шей коронации торжествующими, приносит и белорусский народ чрез меня, поддонника в. встав, всеподданнейшее поздравление. Знаю, как далече отстоит Богом благословенная Палестина от тесного Израилю Египта, состояние, сказу – людей, пределами российскими огражденных, от состояния людей хотя единоверных, но в польской области заключенных. Езде светильник веры, от дней Владимировых зажженный, блистает, доселе потрясен был нечаянно, но опять утвержден: у нас светильник тот свирепо, дышащие от Запада вихри на многих местах совсем превратили. Езде храмы Господни славословием имени его свободно гремят; замолкло было пение, но опять возгремело: у нас храмы Господни множайшие отняты, прочие опустошены и запечатлены, разве сов и врунов гнездящихся гласы издают. Езде чем кто благочестивее, тем и честнее; пришло бы благочестие в начесть, но опять на первое достоинство возвратилось: у нас благочестивым именовались в студ. ставят; за благочестие раны, узы, темницы, домов разорение, а нередко и живота лишение издревле терпим. Однако, и в толиках египетских озлоблениях и столько отстоя от благополучия подданных в. встав, не хотим уступите им в рассуждении радости настоящей. Смеемся, и сквозь слезы утешаемся, и в горести души торжествуем и в последнем утеснении. А для чего так? Надежда избавления нашего веселит нас, надежда не в траве, как говорят, ниже в одном цвете, но и в самом плоде состоящая. Тобою, благочестивейшая государыня, светильник веры, бывший в России потрясенный, стал утвержден. Тобою храмы Господни и красоту и гусли своя с псалтирью удержали. Тобою благочестивые и верные подданные твои в первую честь и достоинство приведены. Сии тобою в едино лето принесенные плоды обнадеживают нас крепко, что и нам подобные принесши в грядущее время. Или об не можешь сего сотворите нам, или не соблаговоливши? Могла в немощи – можешь в силе; могла престола лишаема – можешь на престоле Богом посажденна; могла в страусе и опасности жития пребывая – можешь страхом и угрожанием смерти неприязненных исполняя. Могла и соблаговолила тогда, когда живот твой за веру и отечество в жертву Богу предала, – можешь и соблаговоливши теперь, когда Бог тебе живот твой для веры и отечества, еще же и для покровительства единоверных вместе со скипетром возвратил. Молим же в. и. яство: не посрами нас, надежда наша, в чаянии нашем, спаси нас десницею твоею и мышцею твоей покрой нас!»

Граф Алексей Петр. Бестужев-Рюмин не хотел предоставить одним архиереям прославление подвига Екатерины 28 июня. За четыре дня до коронации императрица получила от него проект

  Предыдущая Начало Следующая    
 
Новости
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика