старопечатные книги и при тех же обрядах жить, как они поныне за рубежом
живут, того дозволять предосудительно. Синкретизм, или допущение разных вер в
самодержавное государство, от всех умных людей за вред оному почитается, потому
что ничто так не обовязует подданных к своему государю, как единоверие с ним;
вопреки же разность в вере за весьма опасна поставляется. Чего избегая, многие
государи у себя возникших разноверцев всячески истребляли и истребляют. Ежели
дозволить им церкви особые строить и попов особых иметь, то и архиереев особых
же дозволить следует, которые не захотят от нас святиться, и потому раскольники
начнут или беглых извергов наших принимать, или сами ставить. И так церковь в
России может раздираться надвое. Еще в рассуждение приходит и сие: не кроется
ли здесь какой обман и не подают ли поводу им, заграничным, наши домашние
раскольники домогаться таких кондиций и привилегий? Ибо, чтоб заграничным
возвращаться в Россию, нужды крайней не предвидится для того, что они там
всякую свободу имеют и, как хотят, так веруют и живут. Правда, что в Российской
империи инословным христианским религиям кирхи публичные, так и магометанам
свои мольбища иметь дозволяется; но то раскольникам не в пример, ибо от тех
нашим православным никакого повреждения не происходит».
Трудное дело остановилось, но путь к так называемому единоверию уже был
проложен. 15 сентября Сенат и Синод имели общую конференцию по вопросу,
изложенному в именном указе: так как в указе о ревизии не определено о
потаенных раскольниках, какой им платить оклад, для того иметь Сенату
рассуждение в общей конференции с Синодом. Синод объявил, что определение
оклада для раскольников есть дело светское и потому предоставляется Прав.
Сенату, с тем, однако, что тех, которые православной церкви не чуждаются и
принимают таинства от православных священников, а только крестятся двоеперстным
сложением, от входа церковного и таинств не отлучать.
По докладу комиссии о духовных имениях учреждена была снова коллегия
Экономии духовных имений, которая должна была управлять духовными вотчинами,
устраивать хозяйство, увеличивать доходные статьи, собирать денежные и хлебные
сборы, содержать утвержденные штаты архиерейским домам, монастырям и прочим
духовным местам, содержать штаты большим по епархиям и малым по монастырям
училищным домам, довольствовать деньгами и хлебом инвалидные дома, по сколько
куда определено, и самих инвалидов содержать в послушании. Президентом новой
коллегии назначен гофмейстер князь Борис Куракин.
Мы видели, что один из Орловых, граф Федор, был назначен в Сенат навыкать
тамошним делам; другой видный деятель в событии 28 июня, Григов. Александр.
Потемкин, был назначен с тою же целою в Синод.
Переводом монастырских крестьян в управление коллегии Экономии надеялись
прекратить волнения между ними. Думали, что подобная же мера – перевод горных
заводов с приписными крестьянами из частного в казенное владение – также
прекратит волнения, но здесь это труднее было сделать: нельзя было отобрать все
заводы у частных владельцев, и потому надобно было употреблять и другие меры,
тем более что волновались не одни заводские крестьяне. По поношениям князя
Вяземского оказалось, что приписка крестьян к заводам производилась
пристрастно, в угоду владельцам заводов: крестьян приписывали на выбор не по
селам и деревням, но по домам и выборным людям, включая одних годных к работе,
отчего произошло великое неравенство и отягощение крестьянам; расчисление дней
рабочих со днями, оставляемыми для земледелия на прокормление крестьянам себя и
семей своих, так худо уравнено, что крестьянам произошла отсюда наибольшая
тягость; работы так велики, что крестьянин в один день никак не может
отработать своего урока ни пеший, ни конный; плата крестьянам должна
производиться зачетом в подушный оклад за все в перепись положенные души, а
производится только написанным годными в работу, отчего крестьянам великое
неуравнение,
страшная тягость и разорение; наконец, приписные крестьяне живут иногда очень
далеко от заводов, верстах в 400, и в нарядах из таких далеких мест работникам
круглый год великая потеря времени, заводам прибыли нет, а крестьянам крайнее
разорение.
Поэтому Берг-коллегии велено было объявить всем заводчикам, что крестьяне не
сами собою возмутились, но по простоте своей поверили людям злоумышленным,
которые и наказаны; а так как и крестьянам было большое отягощение, так что
равенство между работою и платою за нее совсем потеряно, то они, содержатели
заводов, не могут теперь взыскивать с крестьян всех своих убытков, а должны с
ними войти в некоторый примирительный договор, потому что и для самих
содержателей заводов не полезно, чтоб крестьяне, приписанные к заводам,
совершенно бы-