Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения архангельской губернии Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии том ХХХ выпуск 2
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Ефименко П.С.
Материалы по этнографии русского населения архангельской губернии
Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии том ХХХ выпуск 2
стр. 12


а инч) тшрьаы, куда оп Ионии на-что-то Кингом. За-
мчателыю выражено Копье бусурмсиское ветрчаю-
щеесн и этой былин и в одно на елдующпх. До
сихъпор баю извотио толе. ко копье мурзамецпое пли
шурзовецкое; исслдователи обвкновешю производили
это прилагателыюе от мурза, что едва пл. гс против
по духу нашего языка. Теперь, важетсп, не подлежит
сомнпю, что мурзавецкй сесть некажон слова ба-
сурмаискВ, или можешь быть кусульмапскп, хотя вира
чем иослдния форма кажсто; о встречается в.
древнем русском язык. Отметим смс хорошую
подробность впнческомт, пуке. Когда Дунай выпи
баегь наз. сдал Ипру корелевичну л она падаетъ
ИА землю, тогда приотуннл опытом его добры
коны, то есть придержал Плюшу. Осталыые раз-
корчем представляют мало характерного.

Третья бьшша о свадьба Пиана Годиповича. В нон
зам.чателсн конец. Содсржоне яс извстпо: Иван
отправляется в Чернигов сватать Марио, дочь Чар-
ииговекого князя, Ио получает отказ, ибо копа уже
сговорена а царя Кощея. Ипагь однако берет ее
силой п дет в Кев. а дорог саго догоняет царь
Куцей. Единоборство кончается в пользу Папа, но
Марья передается па сторожу язычппка Коцеи и поимо
газет ему связать Ксвского богатыря. Ивана пря
зевают к дубу, пад его голова садятся два в-
щах голубя и человчееким языиом пророчат Гн-
бель Кощею, тот пускаеп. в шах стрелку, по Оика
отскакивает огнь дерева п попадает Сум в оврдце.
Затм, по словам бодышшства вараитов, Ивагь
общает Варь процснс, употребляя при этом дву-
смыслеиные Ежова, ио,получив свободу, рубить ее на
кусан. Только од варит расскааываот, что Марьин
ее поврала сго обцаиям н. хотела отрубить ему
голову, ио вмято того перерубала зверенку, которою
оп был связан. Но и этот варрант выражается
доволыю иеяспо. В паше былин напротив того,
разсказ совериенио отчетливы н. нряио говорится,
что Ивану грозила смерть огнь рук певсты п оп
спасся тол. ко случайно. Голуби объясняются двумя
ангелами; самая разилзка, то есть казнь Мары, ара
сказана сходно с одппм, уж-с язвестпын, Олонец
Ким варантои, ио нриэтом есть любопытнып под-
робости. По словам итого варапта Иван убивастъ
Марью по тотчас, о весть ее в Шев; но нодъхавъ
к орк, приказывает ей сети е кноп и пршеотн
ему воды. Та отвечает: е воду хочешь ты пнтг., а
иецл губш.,п тогда Ивагь рубит е голову. З пашей были прибавлена любонытпал черта: Инап при-
оказывает Марь разуть ему сафьянный сапог н. за-
черппуть воды. Спрашивается, зачем ему нулика вода?
Соображая послдующя слова былины, мояшо думать,
что аи Зачет вылить свою сабле носил убства, но
это упошшане о сапог певолыю заставляет певать
во всем эпизод некого нибудь боле древнего п об-
щего смысла. Извстпо, что самане саногя было
иекошшм свадебным обрядом, выражаемым ночи
ноне жупы музу. Срашште лтопиепый разоказ о
Рогпд, иохотвшей разуть Владимира и за это
потерпвшсИ такое страншос наказано. Кажется, что
в древпеших вараптах былпны об Иван Го-
шов отказ Марьи снять с его сапог н ш-
вставлялся окончательною причиной ел смерти. Дол въ
том, что, по словам былшы, Марья княжеская дочь,
а Иван человек незнатного пронсхождсия. Тот
же саамы мотив, что и в легенд о Год; ирл.-
чем роль Прополка грает царь Коще. Затмим,
что и в это п в некоторых других былниах,
соостаошые имела доволыо поруганы. Напрпяр,
Иоцс назван Вахрамеем, князь Чернпговск кипя
зем Ляховоцкнм, н. пр. Отмечать этих очевидных
ошибок мы па вяли падоблости,

Буш Марио, вами моет саблю вч) Почай-рк
и восфащается в Ков; Алена Попович истрчаегь
его иасмшкамн: Здоров женился, не сь км те-
б явить. ИА что Ивами отвчаегг.: Я жеплл свою
саблю вострую. Четвертая былина о Дек Стеиапо-
а не представляет ничего особенного. Пятая говорнтъ
о борьб Ц.Ы. Муромца с Соловьем. Есть кое что
Поваго. Черновцы, освобождеипые Лье от. осады,
зовут его ИА воеводство п теши словах;
Поцы к пим, хоть нарам служи,
Хоть королем слыви.

Выражена князем служить уже встрчалосг. иъ
одном варапт, но представлялось чем-то спич
пым. Г Архаигельсих былпиах паходнтсл еще
одно сходное мото, о котором скажем иже.

Салоне изображен людоедом. Когда Илья везет
его прпковишао к стрсмсш, дочери разбойника говор
рят), что это должно быть пах батюшка везет валкого пи-
будь плшпгка кА съдепье малым, дтушком. Но
него заичателые окончапе былппы. До сих ор

  Предыдущая Начало Следующая    
 
Новости
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика