буры камень, чтобы
люди псзналин рабы неслыхалп.
(Заклиианя этн злппеапы веч. Шонкурскомъ у. Е.
Иваовскимъ, Кром одного, которое зашсапо II. С. Ефн-
менкомч. в. Холмогорах).
4. Над попе рожденным.
а)Когдп родится младенегь, бабка обмываете саго н
кллдетъ иодч, образа
нригоиаривап:
Будь мое дитятко счастливо и талантливое; будь м,ос
дитятко
губерпаторпа НЛП чнновшща, попадья илн
протопопица. Л если младепецъ мужского пола, того
ворятъ: будь губернатор, млн. чштвннкъ и Ир,
б)Посл В-Того, бабка берет у матери повойпигь,
кладетъ его па пуп новорождепнаго, берет его в.
зубы
и говоритъ:
Грызу л иагрмяао двадцать грыж: грыжу пупе
вую, грыжу путрлпую, грыжу сердцевую, грыжу ша-
ллтную.
в)досл. родовит. бабки идет сч. ребеикомъ п его
матерью в. баню; в. бап берет. кусочек. хлеба и
говоритъ в. него Елова:
Кап па хлбъ-па солен пакамешокъ ничто напри-
ходит, такъ бы и но рабпцу Божко (мил рек), ничто
не приходило: не прятчп, Те прикусы, па зоны, пе
оговоры
и ннкакя скорби. Поетаплю лкругомъ тебя (ро-
дилышцы) тын желзпы огь зсмлн и
до изба, от
востоку
до запада.
Хлбъ этот кладется в. пазуху родили.
г)Въ ба бабка в. поду, в. которой будетъ мыть
младоща, кладотъ три камешка, которые бсрстъ изъ
избы,
ст., улицы и пзъ бани, и говорптъ:
Во имн Отца и Сына и Святого Духа. Как эти кА-
мешки
сплтъ и молчат, никогда не
кричат, па ре-
влтъ и ничего опии не зпаюгь, ин уроков, нп призору,
Ии ораву, пн. оговору и ппкасо скорби, так бы и у
меня
раб божий младепецъ сяалъ бы и молчал, шаг
когда
иекричалъ, па ревлъ п писчего бы опт. па знал:
Ии уроковъ, пппрпзору, ни зову, ни оговору п Ника-
кой скорби. Будьте мои слопа плотно па плотно, Кир-
ко на крепко; к. моим словамъ влечь н. замок п
булата печать.
д)Часть воды бабка палнваегь на каменку и го-
воригь:.
Маго п младенца въ жару да в. нару, Как идет
нзъ каменка жар, из Дынника пар, пзъ псе дыме,
так бы сходили с. раба божя всяко скорби н. об-
лзни.
([о ш Отца н. Сна и СП. Духа. Стапу
н. рыбица.
Бон (имн рек) благооловясь,пойду перекрестись, пзъ
нзбы
дверьми, из донора ворота, г. чисто поле за
.
дворами, в восточную сторону. В восточное сторон с.
иебсс стоит ееребриннап лстшца, по серебрнппой
лстниц ползет Мать
Прсешгган Богородица с
зоол.-
теми ключами, с иелковими ноясамн, отпирать, отиты
Кать мнспой ларец., Я рыбица Боже номолюсь п но-
кроюсь: Мать Преснятад Богородица отпнрап, отмыкл
у
рыбиц Вожже (имя риск) мясной ларец, выпуски
отрока
(кил отрочиху) па Божыоволю, на бол пет.
р) Это заклинаце ь город Холмогорах иронзно-
сет так:
Сагу л раб боже (имярек) благословлюсь, найду
псрекрестясь,
наз. избы дверьми, из двора воротами.
Найду я в чистое поле, номолюсь и ноклошось па
.восточную сторуиу. Иа той восточной сторон стоптъ
престол
Господень. Па том престол Господнем си-
дт Нресвлтая Мата Божьи Богородица. И номолюсь,
Пресвятой Материк Божье Богородиц; Просвптаг Мати
Богородица,
сходи с престола Господи и Берн свон
золотые
ключ и отпирай у рабы Божий (нма риск)
-
млсныс ворота, и вынуцай младеня на сват и на Божко
нолю.
Во Вик вков, анннь.
Говорится трижды па воду, которую
дают пить ор-
дпльииц, или которою
обкачнлают болыую.
е)Еще средство прян родах. Бабка
идет за водо
задку, почерпнешь ее в свою посудину давить раз
и
девать раз говорит слова:
Во ноя Отца и Сыа и Св. Духа.
Матушка ркаБага
дала
мн. клочп пьяны, отинрала гору камешую, нор-
пускала голову костяную.
И воду эту болтал должка
пнуть.
ж)Вс нриведепнын здесь слова заканчиваются сл-
дующш заплшаем:
Во имя Отца и Саша й Св. Духа. Степу я, рабица
боже (имя рек), благословлюсь, коду перекрестись
нз
избы дверьми, наз. двор воротами, в часто поле
задворами, к окопу морю. В окая мор есть сыр,
буры камеш, па срам буром комн. сидит стар
матер
чсловк, держат в право рук желны
молоток, бет побивает, крпкг елова прибивает:
Я
рыбица боже (имя рек) помолюсь и покорюсь: ты
стар
матер человек, бей, поблпа; мопс крпкя слова
нрнбпна. Возьми тридевять ключе,
отара трпдсвятг.
- замков, положа мои слова, запри
н. замкни, спеси этап
елова
в окяп-море, положи эти ключ над срый