Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения архангельской губернии Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии том ХХХ выпуск 2
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Ефименко П.С.
Материалы по этнографии русского населения архангельской губернии
Известия императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии том ХХХ выпуск 2
стр. 225


Взять от трех колодцев или от треть разпыхъ
источпиковъ воды и на то устроить мета и сосуд, а
окрестъ его поставить четыре сип возжешшхъ, и

щверхъ сосуда лоовить два ножа, нп-крестъ, и. тогда Сошки Беж ) благослови! Вода водица, красная д-

лит воду в. сосуд, да в. туже поду положить меди
тертыя зазвопнаго колокола, - и благодати молитва
яс трикды:

Глас грома твоего освтиша, молпятвоя вселсшую
подвижек, трепетна быть земля, вч, морен нут твин
и стези твон н. водах многих, п стоны твил полни
жутся, настааилъ сесть овцы, люди твил, рукою Монсе-
Евой п Аароне.

И та вода пить сквозь лебяжье гордо, да тоюжъ
водою и окатиться, По сотпорепи саго глаголали подо
бает:

И яко потрясепемъ поколебаться всмъ удом чело-
вческимъ.

(Изъ старшшаго рукопяспаго лчебнпка, иолучешаго
за с. Пяпгншей, Холмогорского у. оть СБЯщеппнпа А.
Колчина.)

87. 0 т. п о р т ежа с. в т р а.

Берутъ из трех прорубей ил колодцев воду, ко-
которою окнчявают больиаго по трал раза. При черна

вою, вейся в посопи) под иоргого, а лж тебя па
знаю, ГД живешь, в верх сыра древа, лазь к сво-
еду государю в медвепын бочки и в пивные, Какъ
си сжит па Ош, и тагь ИА си человек лиха
словеса у имярека: еще испения чашу СП, докол из
ыеия словеса сл изошли, а из сего раба б. н. по-
хмлье, Господи хмель, как царь сидит на царстян
своем, таки и ты слан па мест своем, государь
родись.

(Пз старин. рукописи. учеб., доставлешаю ее. Кол-
чшским пт.. с Ппигишс, Холмогор. у.)

85. От лнп и долгого спапьл.

Говорят лпнпыыч, идтнм. когорыепосл пса дол-
го протлгпваются па настали:

Лнь потягота поди на дота, с дота па Якова,
и сеч. Якова на всякого.

(Запас. г. Иванов в г. Пипегн).

) т, е. иоеодшь.

86, Состав о голосу иламепта философа АиФ-
веского.

ии, воду всегда размахивают на посолонь, а почерк
нупши, приговаривают:

Царь речкой! дай воды пеболтао, на леготу, ИА
здоровье рабу боже мил рек.

Когда несут воду, ео встретившимися ее здорова
ются и пе говорят.

(Зависал свищ. Розанов в с. Земней Золотиц,
Арханг. у.)

88. Н а м а н. о к о с.

Словаэти шснчут трижды на во]у, которою поят
болыого и облаготъпа скотской труб (отверста, череэъ
которое подают корм скоту); а соли больнонмла-
донец, то шснчут па ыолоко матери:

89. С л азу.

Как вечерня зоря развелась да разгоралась, да п
свора нотухда; так же н. у Леня раба б. им. завелся
скорби н болзнн, уроки и ыанакосы, призоры и ого-
воры, п втрешые переломы, унижи, нерепажи, родимцы
и лихорадки, вс бы п цотухлн. С ветра нрпшло, на
втер и поди, и от люде пришло, к людям и поди;
откуда пришло, туда и под.
(Зиг. свищ. Алоксев в е, Турчасов, Онежск. у.)

пицца, как течешь, омываешь красны борежочки, жал-
тое песочки, пенья и коренья, часты пустовья и блы
каменья; так омой раба боже N. прптчн и уроки, в
мояокосы п оговоры, втряпы переломы, из лиц п
из коснць, п наз. ясных оче, и из черных бровей,
паз благо тла н. паз ретивого сердца, из рзвыхъ
ног и наз. блох рук, лечь н замок словаыъ
меш,

Повторяется три раза, па воду, которую потом и
выпивают, ли умываются Ош.
(Зап. г, Огородшяов в Соломбал).

90. 0 т о г. о в о р а и д у р и а г. о г. л а З. а.

Лучшим средством от оговора и дурного газа
считается лоскут от одежд ил клочке волос,
пршадлежащих лицу, служившему прпчипою болзлп.
Добыв эти векш, надобно старшему или младшему в.
в семейств сжечь их ИА раскаленных угодьях.
Анри этою дйстви болыюй скрашивает: (что куришь
и ему отвчають: курю урони, призоры, лихе оговоры,
от мужика рубака, от бабы черноволосой, от Двин
ростоволо. Бальной опять говорит: кури горазпе,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
Новости
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика