божески. Это было не так, как потом, когда роди-
лось пословица: не обманув, не продашь.
Предан о Новгород осталось только в рассказах
о богатырях
Новгородских, Васили Буслаев и Садик,
богатом гост. Василй был сын боярский, обученный
грамот, да грамота пошла ему не впрок. Стал он
заводить смуту в Новгород, желая похвастать своею
силою-удачею: буйствует, бьет
людей, собирает д-ру-
живу, щедро ее угощает
и идет с нею в братнину
Никольщину. Принятый в братику, он и здесь зат-
вате драку, да зовет народ всею улицею биться с.
ним на Болховском мосту. Составили полюбовную за-
пись, что сил будет
Васька побитъсложить ему буй
нею голову, он-ли побьет берет с Новгородцев
3,000 руб. Это дол старину было обычное: ну, чтож!
пусть подерутся. Басилей о дружиною и стал побив
вить уличан; на силу угомонили его, пожаловавшись его
матушек: никого он не слушал, а матушки нельзя было
не послушать. Под старость он ходил на поклонение
в Иерусалим: дескать, на вку много бито, грабленое:
надо и гущу спасти, и убился до смерти на возврат-
ном пути, скупив через камень. Вот, так и жизнь
прошла: силы, удали было много, а на что потрачена?
Да надо сказать правду: эта былина боле напоминает
о том, что было
худого в Новгород; из не видно,
как богатые люди, бояре, вздорили с народом, как
кулачная сила брала верх над разумом. Из рассказов о Садик мы узнаем о
Новгородской торговал.
Садко,
бедный гусляр, понравился богу озера Ильменя игрою
на гуслях, и бог велл ему биться об заклад
с Новгородскими купцами, что он выловит из озера
три золотые рыбки: Садко побился и выиграл три лавки