Водовозов В. Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Водовозов В.
Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова
стр. 27


а таки корабли вряд-ли тогда ИМЛИ... Вот, и выхо-
дат,.что морской царь посердите. Боги эти, значит,
изображали природу, с которой человек боролся: Нов-
Городцы имли дол все с водою, потому у них и
были водяные боги. Стал человек по умнее, понаход-
чиев в своих делах, и богов уж он представ-
лает добрыми, потому и вправду: и солнце, и лс,
и вода служат на пользу, когда умеешь ими воспользо-
виться. Вот, Иль помогают чудесные калики: кто
таке были эти калики, сказать мудрено, а надо пола-
гать, кике нибудь земледльческе боги; уж это по не-
знаню народ смешивает в них языческое с рис
ганским. Мене искусен был человк, боле вдали
он суеверного страху: тогда и боги (то есть, сила при-
роды, какую видим в бурном гон, в быстрых во-
дах, в непроходимых ласах) представлялись ему
злыми чудовищами. Врали в оборотней, Каск будто,
став волком, человк мог сделаться искуснее н. силь-
не. Старые поверья теряли свой смысл, но все пугали
необразованный народ. Такими страшилищами в бы-
ланах поганый Идолище и чудный Соловей, какое-то
лесное божество; потом уже забыли, какую силу тутъ
обожали, и стали видать в них только злых людей:
в Идолищ злого татарина, татарскую силу, в Со-
ловь-разбойника. Богатыри, значит, борется и совея
коми врагами сельской общины, и с силами природы
в вид этих чудовищ. Как борется? чем одел
веют и врагов-кочевников, и природу? На то у них
широкая удаль, отважная, выносливая душа, дакрпкая
рука. Ума и искусства хоть и болыпе Протоку прежнего,
когда люди были совсем дики, да все еще мало. Ум-
ют они искусно бороться, владть саблею, отлично стр.-

  Предыдущая Начало Следующая    
 
Новости
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика