Водовозов В. Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Водовозов В.
Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова
стр. 67


глядят, а сестры золовупщи в глаза лестью льстят,
за ячью подом съесть хотят. Вс ей попрекают,
что не- умет ни ткать, ни прясть, ни золотом шить,
ни щей сварить, ни пирога испечь, ни в дудочку по-
играть; вс. чему выбудь хотят учить ее. Отстала она
от девушек, пристала к молодушкам, а молодушки
уродились примтливы, да пасмшливы: ступишь ли но-
гой поглядят вс. за тобой, махнешь ли рукойза-
смются, молвишь ли словечко начнут передразни
вить, сядешь ли за стол вс. куски во рту сочтут,
станешь ли молчатьстанут величать дырочкой. Правду
говорит молва, что чужая сторонушка горем вся из-
насеяна, слезами поливана, печалью огорожена.

Псин, которые мы здесь привели, составляют уже
переход от праздничных, общественных, обрядных,
к частным, которые боле поются в одиночку, не
ради какого-нибудь общественного или семейного празд-
Ника, а чтобы отвести душу за долгою, неустанною Ра-
бетою в пол, зимою в хат, или в одиноком пути,
гд все т ж лас, да поля, да болотные кочки сами
собой наводят грустное раздумье. Мы назвали эти част-
нее псин заунывными, потому что в-них преимущ.
ственно высказывается тоска кручина. В одиночеств
человек скоре погружается в думу о своей судьба
дол, и все, что во пережил и что приходится пере-
живать ему, отзывается в сердец швею тревогой.
Пси заунывные и любопытны потому, что живее дают
нам понять быт народный, без всяких прикрас,: и
не в обрядной его обстановк. Тут мы различаем
псин, выражающая грусть красной двицы, грусть се-
мойного бездолья и жалобы на свою судьбу доброго мо
бодца, Мы уже знаем, как сложился наш старый

  Предыдущая Начало Следующая    
 
Новости
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика