(галки), все в стаю сбиваются: золото веско, а
кверху
тянет. Скупой резко очерчен такими словами: Ша-
лом горох хлбает, да и то отряхивает; захотлъ
от каменного попа железной просфоры. Иногда срыв-
ноне выражает разом
нскодько качеств: Вабь
ум бабье коромысло: и криво, и зарубисто, и на оба
конца. В слдующей пословиц находим
и созвуч:
У тебя совесть, что розвальни: садись, да и катись
значит, очень податливая совесть. Для выражевя н.-
лапой отговорки или причины выбран нелепой гримр:
Курица иноходца пса излагала. Иногда какой нибудь
частный случай служит к пояснена
общей мысли; про
бессильный гнав говорят: Старуха три года на мръ
сердилась, а м-р того и не знал. Вот таб., ба-
башка, и Юрьев день стали толковать крестьян про
всяко неудавшейся
расчет, когда запрещен был па-
реход крестьян от
одного поимщика к другому, ко-
торий в старину совершали в осенней Юрьев день.
Нам невозможно рассматривать подробно всего, что
выражается нашими многочислиными пословицами; об-
ратям внимание на самое существенное. Пословицы изо-
сражают нам и добрые качества варода, и его недостатки, слады старинного
невежества и старинной грубости
нравов. Народное благочестие высказывается во мне-
жестов таких пословиц, как: Не в сил Вог, а
в
правд; всяк про себя, а Господь про всех; веливъ
Бог милостью. Но рядом с этим мы находим и
старинное суевре, с каким, например, люди, сто-
вше за свою бороду, толковали: Образ Божий в бо-
род, а подбое в усах, или дроте предписывали пар-
вила молитвы: Стоя на молитв, ног не расставлять:
бс проскочит.
Смышленый народ однако легко по-