Водовозов В. Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Водовозов В.
Древняя русская литература от начала грамотности до Ломоносова
стр. 104


пуще дубины: за спасибо мужичек в Москву сходил,
да еще полспасиба домой принес. Но всего живее на-
родные разум высказался в пословицах о правд.
Правда, по словам народа, свтле солнца; на правду,
что на солнце, во вс. глаза не взглянешь; правда нему
тока: повертев, да не покинешь; на пословицу, на ду-
рака, да на правду и суда ант. Значит рядом с.
дикой грубостью нравов, уже является мысль о выси-
ком нравствданом совершенств, о каком человкъ
едва смет раздумывать; раз отдавшись этой мысли,
он уже должен крепко держатся прямого пути: иначе
ничем не обманет, не угомонит своей совсти. Находя
в жизни противорче этим чистым стремлениям к.
добру, русские человек говорил: Была, сказывают, и
правда на сват, да не за нашу память; правда не на
мру стоит, а по мру ходит. Но в тоже время он
не завидовал удач и сил криводупшего: неправдой
весь сват пройдешь да назад не вернешься. В этой
любви к правд, народ особенно возмущался беспорядками старинного суда, от которых много приходилось
терпеть ему. На одного виноватого по ста судей; семеро
в семь, а осьмеро больших; бумажная вина непрощ-
наявот какими словами обрисовал он старинно
запутанное управленец и судопроизводство. 0 судейском
произвол говорилось так: Судья что потник: что за-
хочет, то и вырубит. Что мн. законы, коли судьи
знакомы толковал ловки и богатый ябедник, и его
дерзкое презрен к закону часто поддерживалось СА-
мам длом: Лошадь с волком тягалась, один
хвост да грива осталась. Кто был прям, как Мес.-
ковкая оглобля, тот шел на всякую сдлку. Что
черно, что бло,вызолоти: все одно, Взятки считались

  Предыдущая Начало Следующая    
 
Новости
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика