32
всего старался запастись в жизни тернием: Терпи,
голова, в кости скована и утешал себя мыслю;
Обтерпимся, и мы люди будем,
хотя с другой сторон
сознавал, что Молчан собака, да и та, терпя, гавкнет.
Бедному, угнетенному народ, сколько доставало его
сил, оказывал христанскую помощь и милость в буж
дани, что убогого слеза жидка, да дека. В этом смысл
сказались и пословицы: С мру по нити, голому рубаха;
на Руси с голоду никто не умирал. Свои насущная
потребности он хорошо выразил в изречни: Хлеба
с душу, денег с нужу, платья с ношу.
При тх недостатках и злоупотреблениях старины,
на которые мы указали, казалось, народ осужден был
к неподвикности, к бедной,
животной жизни, по м-р
того, как невежество и равнодуше к злу увеличивав-
лось; но уж в его характер было живое чутье, по
которому
он искал двйженя: Стоячая вода
гнет, то-
корит он, и камень,
лежа, мохом обрастает. Как
ни было упрямо старое невжество, народ легко понял
пользу науки. Множество пословиц наставляют: Вкъ
живи, кв. учись; Божьей волей свт стоит, наукой
люди живут; кто грамот горазд, тому не пропасть;
без науки и лаптя не оплетешь; не худое ремесло, кто
умет сделать и весло.Требуя науки, полезной для
жизни, народ хвалит ловкого, расторопного мастера,
который к чему рук ни приложит все кипит и
работа, так, что комар носу не подточит. Но в.
работ важны не одна ловкость рук и расторопность;
еще Важнее
ум,
знане,умнее направить дол. Въ
добрую голову сто рук и пословица твердит: Не
трудно сделать, датрудно задумать; не кует жедза
мояот, кует кузнец; не
дорога пляска, а дорога
уегатаа;