Дав издоенные нами сатиры обнимают собою все,
что служило
у нас главным предметом осмяня
въ
прошлом сболти. Сюда с одной стороны относились:
закоснелое невежество с его грубыми пороками, съ
другой то
поверхностное,
светское
образована,
при
кокором усвоивали дон французская модьт, одну внга-
несть европейкой
жизни.
Одного
рода недостатки, ко-
вечно, легко
соединялись
с другими:
под француз-
ским париком и кафтаном мог врываться тот же
дикарь Сильвин
с его первобытными
понятяци.
Нж-
достаток каких либо нравственных стремлений был
причиною того, что общество, ненавидя иноземцев,
или подражая
им, все
равно
погрязало
в рдних мел-
Кох животных расчетах, и люди заботились только
об удовлетворени своего дрянного, пошлого самою-
ба. В
сатирах третьей и пятой Кантемир. и изобра-
жует рад таких характеров, рисуя их, по фриц-
цузоким образцам, довольно общими чертами, с мне-
жестовом утомительных рассуждений. Нам однако важ-
но уж
то, что
Кантемир обратил
вяимане на
т, а
не
на друга личности и, при самых своих заимство-
Ванях из Вуали и латинских писателей, не спускалъ
глаз с русского общества. Так он отчетливо ре-
сует нам характеры: скряги и торгаша, который всю
зиму колет
без дров и думает лишь о том, как
бы воякой
нправдой
запгабить
копейку,
когда
у самого
ржавы сундуки
не вмещают мщков с деньгами,
благочестивого виноторговца, подливающего воду в ив-
но, чтобы
народ слишком
не пьянл,жадного
вора
управителя, который по мелочам грабит своего годно-
дина, вогда
и без того все добро было в его руках,--
23