Посмотреть обложку
ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ М.В. ЛОМОНОСОВА
История
 
План экспозиции
 
Родина Ломоносова
 
Путь в науку
 
Ломоносов-учёный
 
Поэт и просветитель
 
Зал памяти
 
Резьба по кости
 
Справка
 
Ссылки

c. Ломоносово, 2003
© Зайцев Сергей
museum@lomic.ru



Мозаика Ломоносова «Полтавская баталия»

Михаил Ломоносов обладал действительно незаурядными талантами. Его жизнь была наполнена открытиями и достижениями, которые ставят этого выдающегося человека в один ряд с лучшими учеными, писателями, историками, педагогами и философами. Творчество же Ломоносова неразрывно связано с научной деятельностью. Так, волнующие его вопросы теоретической химии и физики становятся основой  для обоснования теории цветов и разработки способов производства стекла и смальт. Именно эти вопросы и привлекли внимание Ломоносова к древнему искусству мозаики.

Именно мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» занимает немаловажное место в творчестве Михаила Васильевича. Основой для создания монументального мозаичного панно стала картина, по заказу написанная малоизвестным питерским живописцем по фамилии Кристинек с еще менее известными помощниками. Но результат оказался грандиозным. Мозаичная композиция колоссальных размеров (4,81 х 6,44м) очень эффектно запечатлела самый напряженный и решающий момент Полтавского сражения. А для придания соответствующей роли простых людей в исходе сражения, Ломоносов разместил в центре работы фигуру солдата, спасающего от смерти своего царя-полководца. Для создания еще большего эффекта композицию, после ее завершения в конце 1764 года, заключили в чеканную медную раму, покрытую золотом.

Изначально мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» должна была стать одной из двенадцати мозаичных полотен, запланированных  для внутреннего украшения Петропавловского собора. Но, к сожалению, стала единственной законченной работой. Вторым полотном серии планировалось создание панно из мозаики «Азовская баталия», но закончить его не позволила кончина Ломоносова. Дальнейшая судьба одной из лучших работ Михаила Васильевича была очень печальной. После смерти Ломоносова мозаичная композиция около двенадцати лет находилась в его усадьбе, а потом была перевезена в сарай, расположенный на задворках Академии наук. В течение многих лет мозаика подвергалась  разнообразным испытаниям: побывала в пожаре, хранилась под открытым небом, перевозилась с места на место, многократно реставрировалась. И только спустя 150 лет с момента создания - в 1925 году мозаика Ломоносова «Полтавская баталия» была размещена в Санкт-Петербуржском  здании Академии наук, где украшает парадную лестницу уже почти 90 лет.