Посмотреть обложку
ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ М.В. ЛОМОНОСОВА
История
 
План экспозиции
 
Родина Ломоносова
 
Путь в науку
 
Ломоносов-учёный
 
Поэт и просветитель
 
Зал памяти
 
Резьба по кости
 
Справка
 
Ссылки

c. Ломоносово, 2003
© Зайцев Сергей
museum@lomic.ru

Зал No2. Север- родина Ломоносова.

Зал No2. Север- родина Ломоносова. Фото 4 ноября 2007г.
Зал No2. Север- родина Ломоносова. Фото 4 ноября 2007г.

 Историческая область в бассейне рек Северной двиы и Онеги, издавна заселённая угрофинскими племенами, в XI-XIV вв. называлась Заволочьем, т.е. территорией за волоками, связывающими Онежское озеро с Белым Морем и рекой Шексной. С XII века здесь прочно утвердилась новгородская власть. Первоначально управляли этим краем ежегодно направляемые вооруженные экспедиции для сбора дани, а с XII века здесь же имелась гражданская администрация.
 На карте "Русский Север" в нач. XVIII в. обозначены поморские населённые пункты, возникшие к XVIII в. игравшие значительную экономическую, культурную роль как в Двинской земле (так с XIV в. стало называться Заволочье), так и в целом в жизни Новгородской феодальной республики, а с 1478 г., после ее присоединения и в Московском централизованном государстве. Все эти поселения были различными центрами: солеварения (Ненокса, Умба, Ковда, Онега, Сольвычегодск, Соловецкий и Печенгский монастыри), судостроения (Пустозерск, Холмогоры, Архангельск, Кемь, Сумпосад, Кола, Ковда, Онега, Умба), металлургии (Повенец, Петрозаводск), морского рыболовства (Тереберка, Кильдин, Вайда губа), добычи нефти (Ухта), добычи слюды (Соловки, Кереть, Кандалакша), рудных разработок (Кандалакша), лесопиления (Сольвычегодск, Лявля, Онега), промысла морского зверя (Пустозерск).
 На значительной территории Двинской земли занимались земледелием и скотоводством. В начле XVIII в. Ломоносовы жили в дер. Мешанинской одной большой семьей в доме Луки Ломоносова, двобродного деда Михайлы, имея 67 кв. сажен пахотной земли. В 1722 г. отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, получил 34 кв. сажен пашни, построил собственный дом и стал жить самостоятельно. Ломоносовы, как и многие поморы, ежегодно отправлялись на промыслы в северные моря. Юный Михайло уже с десятилетнего возраста ходил с отцом на промыслы, о чем впоследствии писал, что "господствуют там большие ветры от севера, что мне искусством пять раз изведать случилось". Многократно в Ледовитом Океане любовался он красотой северного сияния, посвятив ему помимо научных статей поэтические строки-рассуждения:

Северное сияние
Что зыблет ясной ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

 В экспозиции показано большое цветное изображение Северного сияния.

 В 1764 году при подготовке экспедиции В. Я. Чичагова Ломоносов в Петербурге по памяти нарисовал план родных холмогорских мест. Достаточно точно он изобразил Куростровскую и Ровдогорскую волости, Ухтостров и Нальеостров, Холмогоры и Вавчугу. Это нетрудно заметить, сличив его "Планом мест, прилежавших к Куростровской волости, где родился г. Ломоносов", приложенный к книге "Путешествие академика Ивана Лепёхина", нарисованным в 1780 году известным северным кораблестроителем, ровдогорцем С. Т. Негодяевым. Копия этого плана выставлена для обозрения.
 Пришли поморы на Север надолго, и поэтому рубили добротные деревяные дома-дворы, амбары, бани и другие хозяйственные постройки. На красивых возвышенных местах- "угорах"- cтавили деревянные, а чуть позже и каменные церкви и колокольни. О поморском культовом и жилом строительстве свидетельствуют различные экспонаты: фотографии, гравюры и рисунки северной деревни XVII века, домов, колоколен и церквей в деревнях Панилове и Чухчереме, на Курострове и Соловках. Здесь же представлен различный плотничий инструмент: большая пила, скобели и черта.
 Кроме плотничьего в поморской среде были развиты и другие ремесла: прядение и ткачество, кузнечное и гончарное дело. Для ношения в повседневной жизни в доме и в поле, море и лесу, шилась самая разнообразная мужская и женская одежда, головные уборы. В специальной витрине показаны: сарафан, передник, шугай, коротенька, сколок и повязки. Рядом располагается разлиная посуда, изготовлявшаяся на месте и частично покупавшаяся на местном рынке.
Медная, оловянная посуда.
Это самовар и рукомойник, ковши и братины, ведро, медник, поднос и др. Снаряжение для рыбной ловли и охоты на морского и лесного зверя изготавлялось на месте (ножи, крючки, рюжи).
 Северные кузнецы слыли большими мастерами. Их руками сделаны представленные металлические изделия- свитцы, решетки, замки. M
 Славился Беломорский Север и мастерами, изготовлявшими самые разные, нужные в повседневной жизни изделия из бересты (пестери, туеса, солонки), глины ( посуда, игрушки), камня и дерева (домашние ручные жернова, самопрялки, маслобойки). В 1965 г. ссыльный учёный-этнограф П. С. Ефименко (1835-1908) обнаружил на дне ломоносовского пруда железную решетку и несколько берестяных изделий, они также есть в экспозиции.
 Многие экспонаты этого зала имеют непосредственное отношение к молочному животноводству. Холмогорская чёрно-пестрая порода коров издавна получила здесь распространение, а в XVIII века она стала известна почти на всей европейской территории страны.
 Холмогорский скот ежегодно перегоняли в Петербург, Москву, Ярославль и другие города. Считается, что представители царской династии Романовых предпочитали видеть на своём обеденном столе молоко коров холмогорской породы. Если в начале XVIII века ежегодно перегонялось в специальных кожанных чулках на коровьих копытах около 40 племенных быков и коров, то к середине века эта цифра достигла 100 голов, а к концу- 200-300. Многие северные крестьяне помимо коров держали в своём личном хозяйстве лошадей, овец, свиней.
 Половину северного крестьянства к 1725 году составляли черносошные крестьяне, принадлежащие государству. Около 35% было дворцовых, 15% крестьян принадлежало церкви и монастырям, помещикам же принадлежало менее 0,5%. Эта сводная таблица соотношения различных категорий населения Поморья в первой четверти XVIII века показана на стенде рядом с таблицей и картой-схемой вывоза холмогорского скота в XVIII веке
 Отсутвие крепостного права в его классическом виде свидетельствует о том, что Север в своём развитии имел особенности, в которых формировался дух коллективизма и предприимчивости северных крестьян. Отсутсвие монголо-татарского влияния придавало как экономическому, так и культурному развитию Севера самоытность. Суровый же северный климат вызывал в человеке очень важные качества: воля и терпение, трудолюбие и честность. А все вместе эти историко-географические условия были благоприятными для развития как в целом всего поморского общества, так и отдельной личности.
 Уже в детстве Михайло проявил свой поморский характер, показал свои незаурядные качества. Об одном из них свидетельствует копия документа о неявке юного Ломоносов к исповеди.

холмогоры фото

 

.