Вагон Истер. свъм. о дат. Сперанск. в Сибири
глава 17.
2 Ист. обоз. Саб. I. 160.
несть в краях наиболее отдаленных как например между
Якутском и
Охотском гд перевозка тяжестей началась с 1726 г. Поводом
к ней сначала наслужила экспедищя Беринга потом. Креницина и Левашова 176768
г. . В первое
время тяжести отправлялись водяным путем по рекам Лен
Алдану МА и Адом до Юдомской заставы 724 версты на мелководных судах принимавших
по 500 п. а от Юдомской заставы
до Охотска сухим путем 255 в. ; По ракам приходилось плыть все против течешь
на что требовалось
масса работников. С 1736 г. был предпочтен сухой путь. Перевозка
тяжестей лежала
на якутах но с 1763 г. они стали роптать находя казенную плату крайне
ничтожной. На всем
этом тысячеверстном пути было только три стащи и весь он совершался на однъх и
тех
же лошадях верхом же ахали и путешественники. Даже в 1835 г. этот
путь по словам протоиерея Громова был труднъйппе опаснъйппе путь на
верховых лошадях слишком через 1000 верст по топям ракам горам и
пропастямъй. Катая
изнурения говорить Ловцов каюке уроны в лошадях терпли якуты
от перевозки тяжестей начиная с открытая Камчатки можно узнать из записки
якутского головы Аржанова. Но бережнее ли поступали с жителями Сибири
профессора немцы В март
1735 г. Гмелин с
Миллером отправляясь из Иркутска за Байкал налегке как сам пишет не
удовольствовавшись 37 лошадьми провинциальной канцелярией назначенными ни
прибавленным
числом повелъл на базар насильно отнять сколько хотел а в Голоустной стащи
поъхал на 150 лошадях.
Что подумать о поъздк мирских чинов а. Факт
этот характерен в том отношении говорить г. Андреевич что ярко
обрисовывает