топографическую съемку то в Сибири не нашлось для этого
сколько
нибудь знающих людей; маетное начальство не могло доставлять самых
элементарных географических свдшй. Впрочем
вся обстановка старинной сибирской жизни не располагала даже к простой
грамотности:
грамотный был. синонимом ябедника и иногда даже за одно то что читаешь книгу
или
сочиняешь что нибудь невинное можно было поплатиться ссылкою. В
немногочисленные и жалкая школы ученики поступали только с понуждетем как
напримър в школу открытую митр вилаее-ем Леушинским в 1703 г. в
Тобольск для детей Духовенства. По смерти Йннокент1я в 1746 году в
Иркутск закрылась школа и открылась только через 31 год. В 1744 году в
школу при томском Алек-севском монастыре набрано 30 дтейа; из
них одному было 73 года четырем свыше 40 шести по 20 слишком
остальным от 16 до 7 лт. Школы заведенные духовенством по словам Шишкова
исчезали и вновь
воскреснуть уже не могли потому что в тогдашнем обществ не было никакого
стремления к образованию. Даже
некоторые инородческая племена стояли в этом отношен
гораздо выше русского населения старинных сибирских городов. Якуты в
XVIII кв. просили открыть у них школы; якутская семинария открыта также по
настойчивой просьб яку-тов. а сибирские руссе в это время не только не
хлопотали о заведен
школ но даже отказывались от предложения завести их. Так
поступили напр. жители Енисейска одного из лучших городов тогдашней
Сибири. В
половин XVIII века подрастающее поколе Енисейска или обучались с ранней юности
ловким обманам или просто
посылались родителями на улицу за сбором милостыни. На весь ени-сейскШ и
Красноярске
округ была всего одна школа в Енисейск в которой учились грамот насколько
Ядринцев Сибирь как колотя 368.