-сами находясь на низкой ступени развита едва ломают русскую
речь миссонеров о христианских
догматах; огромные расстояния и затруднительные пути сообщена позволяют
миссонерам лишь крайне редко
посещать инородцев; почти вс инородцы неграмотны и книга не может прививать
им христианство; школ для инородцев крайне ничтожное количество и он совсм
неудовлетворительны; наконец
самая обстановка жизни кочевых и полукочевых инородцев особенно на далеком
северо-восток их трубой первобытный строй представленй и понятий оставляют
для них совершенно недоступными хри-станске догматы а жизнь и отношена к ним
окружающих русских ни в каком случи не могут их познакомить практическим путем с
ученом любви п. милосердя.
Русская грамотность также плохо распространяется среди
инородцев и
сделала лишь небольшие успехи между алтайскими и минусинскими инородцами якутами
и бурятами. Школьное обучена в
малочисленных существующих школах для шородцев происходит на русском язык
которого дети не знают н. не имеют возможности узнать дома на практик и оттого
они не только не усвоивают в школ русского языка но и вообще школьное обучена
для
них является бесполезным. Отсутствие на русском язык книг которые были
бы приспособлены к потребностям и интересам инородцев также тормозит
распространена русской грамотности. В школах Туруханского и Березовского
округов инородцев почти ант; придуманные раньше для киргизов закрытые учебные
заведена
оказались вполне неудачными; так как примнялся насильственный набор
детей в эти школы то богатые киргизы покупали у бедных джатаков дтей и отдавали
в эти
школы выдавая за своих. Устроешния в Степном кар