болыпого внижаня,
ибо история их нераздльно связана с.
трехсотлетним существованием Архангельска.
С первым приходом торговых
корабле к новопост-
роенному городу встртилась
насущная надобность в сведу
щах людях, которые бы хорошо знали фарватер, ведущее
от взгорья к учрежденной торговой пристани, фарватер,
обйльный песчаными наносами, извйлистыб
и длинный, м-
няюще притоки нередко по нрачин
ледохода свое напри
вене. Таки фарватером служило сперва Пудожемское
устье, в течешь 60 Тл со времени основная Архангельска,
пока замчевные правительством злоупотребдевя ивострав-
ев по его засореню и по утайка пошлин, не заставили
указать им в 1656 г. другого путиБерезовскаю у&пъя,
ставшего с того времени надблто
путем постоянный для
приходящих с моря в Архангельску судов. Первоначал-
но, свдуще люди по проводив и выводив судов
были низовцы
(из Вознесенского прихода) и холмогорцы,
в вторым не-
замедлили примкнуть и архангельцы, захвативше
свор
этот прибыльный промысел в свои урви. Образовав между
робота теную артель в чисел 7 человек не боле,
они за-
снимались воженъем без Государева жалованья и без м-р-
скуй подмоги по добровольному уговору с корабельщиками,
лишь бы от корабельных вожжей кораблям
простою не
было (). Судима вознагражденя н. превышала 2
руб. за
привод и 6 р. за отвод. Ставая монополя архангельцевъ
продолжалась до 1671 г., пбва иностранцы не принесла аж-
лобы правительству, что-де
по причин втайне ограниченного
числа вожен, кораблям на мор происходит
застой, а от
морских волн и погод шведы и гибель ().
() Адт. Археогр. Комн. т. IV, стр. 477.
(12) Тамаде. Стр. 478.
Вняв этой жаяоб,
правительство распорядилось было
объявить вожжевой промысел свободным, во не устояло от
соблазна имть с него доход, вода двинска вожжи предложили
получат с них ежегодвыб оброк, сперва 10, а по-
том (в 1672 г.) уже 30 руб., тов. что с этого времени
лоцманскб промысел явился на отвупу
у правительства, и