бывают еще заперты льдом, и в волю
хозяйничает не
только у берегов Новой Земли, н. и в Карском мор.
Здесь, в этом-то обстоятельств, и кроется не малая
доля
неудачи в наших промыслах, а слдовательно и причина
экономического неустройства русского поморца.
Если-бы наш промышленники, с одной стороны,
могли
быть оберегаемы от вредных хищнических дйствй
ион-
транцев, так бессовестно эксплуатирующих русскя воды,
а с другой поощрены некоторою поддержкою со стороны
правительства, как напр. в беспопышнном
отпуск лас
на судостроене и в учреждении дешевого промышленного
кредита для небогатых поморцев и т. п., тогда, боле
предприимчивые из них были бы поставлены в возможность
ходить на морской промысел звря в то именно время года,
когда этот промысел только и бывает выгоден. Мало. того,
будучи привлечены поощрением правительства, отважные и
сметливые от природы, наши промышленники, в лиц
молодого поколня, пробртающего
научные сводня в.
мореходных школах, смол начали-бы проникать все Дале
на восток, куда с такою настойчивостью стремятся нон
норвежская промышленные суда, и суда друтих наций, под
предлогом научных исслдованй.
Все дол за недостатком средств у мастного
населена.
Без дешевого-же промышленного кредита,
без правитель-
ставенной поддержки, немыслима никакая организация про-
мысловых артаей,
а без последних самое благосо-
Стоуне нашего Поморья.
Но обратимся теперь к Архангельскому порту.
Наступила
пора подумать и об нем, потому что сварное бездорожье
быстро отвлекло от него много грузы, лишив средств,
которыми он мог существовать с пользою не только для
края, но и для всего государства.
Первые затруднительные обстоятельства порта почувствовалось
еще с 1865 г., со времени появления в Соломбаль-
скоб гавани громадных, выгодных для фрахта, паровых
коммерческих судов. Их глубокая осадка встретила боль-
ша затруднена пря,
маневрированиях в Двинском суть