Значение Енисея как водного пути с проведением
железной дороги поднялось бы еще боле если бы доступ иностранных товаров сворным
морским путем в устье
Енисея не был прегражден высокими таможенными пошлинами: из Минусинского узда
вниз по Енисею развилось бы хлебное грузовое движене а вверх от устьев
усилилось бы движенец продуктов рыболовства. Еще с 60-х годов из Енисейска
отправлялись пароходы
за рыбой к устью Енисея но правильное пассажирское движенец между Енисейском и
Минусинском началось с 1882 г. Теперь по Енисею рейсирует до 25
пароходов. Ангара несмотря на
свою длину и обила воды как путь сообщена не имет значения потому что на
тысячеверстном расстоянии занята порогами. Попытка устроить по
этой быстрой и порожистой рк туерное пароходство на цепях успехом не
увивалась. Бассейн третьей
великой сибирской арки Лены железной дорогой прямо не затрагивается но вляне е
выразилось в увеличенном движении товаров вниз по орк и развити пароходного
движения. Теперь по Лен ходят 20 пароходов принадлежащих 8
компаниям. Судоходство по Амуру
началось в конц 50-х годов и в настоящее время в бассейн Амура насчитывается до
120 пароходов. Так как железная
дорога доведена только до Сретенска то Амур представляет единственный удобный
путь сообщеня между Сретенском и Хабаровском откуда опять продолжается
железная дорога до Владивостока лтом на пароходах а зимой по льду арки так как
колесная дорога по берегу Амура почти недоступна для передвижешя. Плавуне по
Шилк Амуру и Уссури
представляет значительные неудобства потому что дно Амура часто изменяется од
вянем теченя во время весеннего ледохода а в крах этих вообще много камней