ее успехе: Теплов писал ему, что речь понравилась при дворе, Эйлер писал ему
из Берлина, что это образцовое произведение в своем роде. То же значение
образца красноречия имело и другое похвальное слово Ломоносова – Петру
Великому, произнесенное в 1755 году. Произнесши образцовую речь, оратор опять
уходил в лабораторию, где занимался составлением красок и стекол для мозаики.
«По регламенту Академии наук, – писал он, – профессорам должно не меньше
стараться о действительной пользе обществу, а особливо о приращении художеств,
нежели о теоретических рассуждениях; а сие больше всех касается до тех, которые
соединены с практикою, каково есть химическое искусство. Того ради за благо я
рассудил, во-первых, изыскивать такие вещи, которые художникам нужны, а
выписывают
их из других краев и для того покупают дорогою ценою». Что и другое требование
регламента относительно теоретических рассуждений не было забыто,
доказательством
служат известные исследования Ломоносова, принадлежащие описываемому времени:
«О причинах теплоты и холода», где автор выводил явления теплоты из
вращательного движения частиц в телах; «Об упругости воздуха», «О химических
растворах»; сюда же должно отнести «Слово о пользе химии» и «Слово о явлениях
воздушных, от электрической силы происходящих». Последнее сочинение особенно
замечательно. Узнавши об открытиях Франклина относительно электричества,
Ломоносов сам повторил его опыты и составил целую теорию воздушных электрических
явлений, которая во многих пунктах сходится с теориею Франклина и во многих
превышает
ее. Знаменитый ученый-современник Эйлер отозвался о сочинении Ломоносова, что
оно «обнаруживает в авторе счастливое дарование к распространению истинного
естествоведения, чему образцы, впрочем, и прежде он представил в своих
сочинениях. Ныне таковые умы весьма редки». Отзывы такого авторитета, как
Эйлер, заставляли даже Шумахера признаваться, что у Ломоносова «замечательный
ум и отличное пред прочими дарование, чего не отвергают и здешние профессора и
академики. Только они не могут сносить его высокомерия».
Но если такие отзывы были вынуждаемы у личных врагов и у людей, которые не
имели причины радоваться появлению между русскими такой знаменитости, то легко
понять, как должны были смотреть на Ломоносова русские люди, особенно те,
которые
вследствие большего и большего знакомства с господствовавшим в Западной Европе
движением считали науку могуществом и стремились прославить себя приобретением
для России этого могущества. К числу таких немногих людей принадлежал новый
фаворит Ив. Ив. Шувалов, которого всегда видали с книгою в руках. Шувалов очень
рано сблизился с первым русским ученым и литератором. У молодого Шувалова была
книжка, куда он записывал свои мысли, извлечения из разных писателей, свои
собственные опыты в стихотворных сочинениях и переводах. Стихотворное искусство
имело тогда неотразимую прелесть; ученый, как Тредиаковский, мучил и позорил
себя, паша стихи, не сознавая отсутствия в себе всякого таланта; императрица
Елизавета
Петровна писала стихи; писал их и Шувалов. Стихи его выходили немного лучше
стихов его высокой покровительницы; но ему хотелось сделать их лучше, хотелось
выучиться писать стихи, и к кому же ему было обратиться, как не к человеку,
который первый стал писать красивые, звучные русские стихи. Шувалов учился у
Ломоносова механизму стиха, как видно из его записной книжки; в ней же написан
рукою Шувалова конспект всей риторики Ломоносова.
Стихотворная деятельность самого Ломоносова продолжалась: в оде его на
рождение великого князя Павла Петровича нас останавливает указание на внешнюю
деятельность, какая может занять достойно будущего русского государя: только
варварские страны Востока должны подчиняться цивилизующему влиянию России;
против Западной Европы у России может быть одна война – оборонительная. Но от
гаданий о будущем поэт по-прежнему любит обращаться к прошедшему России, не
внося вражды между ними, а указывая тесную историческую связь. Можно сказать,
что Ломоносов был историк в своих одах и поэт или ритор в истории. Вот
обращение поэта к новорожденному:
Расти, расти, крепился, // С великим прадедом сравнился, // С желаньем нашим
восходи. // Велики суть дела Петровы, // Но многие еще готовы // Тебе остались
напруди.
// Когда взираем мы к востоку, // Когда посмотрим мы на юг, // О коль
пространность зрим широка, // Где может загреметь твой слух. // Там вкруг облог
дракон ужасный Места святы, места прекрасны, // И к облакам сто глав вознес! //
Весь свет чудовища страшится, // Един лишь смело устремиться // Российский
может Геркулес. // Един сто острых жал притупит // И множеством низвержет ран,
// Един на сто голов наступит, // Boccтaвит вольность многих стран.
//Пространными Китай стенами // Закрыт быть мнится перед нами. // Он гордым
оком к ним взирает: // Но в них ему надежды нет. // Внезап-