считая своею; к чему тут знать имя сочинителя? Тоже
самое и
с
умной пословицей, и со сказкой. Ну, а гора-
мотай писал по своему разумна, по своей наук, не
всегда так, как думал весь народ. Вот, тут и еще
разница между изустным и письменным словом. П-
сен, пословиц, сказок и не запомнили бы, еслибы он
не откликались в душ каждого, а бумага или перга
мнет (обделанная шпура еврей, на какой старину пи-
сала) не живой человек: все терпит. Написанное
остатся, ходьбы чтецов и
было всего три без одного.
Значит, в писанном слов надо еще рассмотреть,
кому оно было нужно, кого оно занимало, в чьем при-
ход тут звонили. Может, кое-что поп или монах
тут писал ради своих дл, боярин ради своих,
подъячй ради своих. Оно и
выходило пригодным Цее
для всех, а для монахов, или для бояр, или для
подьячих. В изустном слов сказалось без затй
простое чувство: нужно было сказатьвот и сказалось.
Есть, на чем отвести душу. А грамотей иной раз пи-
шит совсм без нужды, так плетет от нечего д.-
лить, или и по расчету. Значит, писанное слово не
столь правдиво? Нт, постойте. За грамотеем наука,
сначала, точно, наука не болыпая: грамотей сначала смыслит не больш простого
человека, а иной раз и меныпе;
да потом, как науки прибудет, он станет до всего
доходить. Появятся книжки, каких уж не сочинить
безграмотному человку. Дол мастера боится говор-
Рит пословица, а в книг можно собрать все, что
знают сотни мастеров своего дла, и не у нас только,
а тоже в чужих землях, ГД мастера, может, и по-
лучше. Один научит другого; другой, если смышлен,
прибавит кой что еще к наук, какую узнал, и на-