Посмотреть обложку
ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ М.В. ЛОМОНОСОВА
История
 
План экспозиции
 
Родина Ломоносова
 
Путь в науку
 
Ломоносов-учёный
 
Поэт и просветитель
 
Зал памяти
 
Резьба по кости
 
Справка
 
Ссылки

c. Ломоносово, 2003
© Зайцев Сергей
museum@lomic.ru



Мозаичные работы Ломоносова

Как известно, первый в России профессор химии Михаил Ломоносов, имел свой значительный вклад в создании теории образования цветов. Еще в самом начале его научной деятельности Ломоносову была интересна природа света и, связанный с ней, процесс образования цветов. Уже в 1749 г. знаменитый ученый энциклопедист направил свои опыты к открытию разноцветных стекол, которые использовались бы в мозаичном художестве. Исследования в этой сфере длились несколько лет. После чего Ломоносов создаст теорию света и цветообразования, которая в дальнейшем будет иметь огромное практичное значение в мозаичном художестве. Именно с именем Ломоносова связан восход мозаичного искусства в России. Мозаичные работы Ломоносова в дальнейшем станут конкурентоспособными с лучшими в этом деле работами итальянских мастеров, которые из поколения в поколение передавали античное наследие мозаичных искусств и развивали его.

В своем письме к Л. Эйлеру Ломоносов сообщал о том, что физико-химические исследования, предпринятые с целью создания теории цветов, которые он проводил более 3 лет, стали наконец плодотворными. Он пишет, что результаты более 3000 опытов дали возможность не только для создания теории цветов, но и для развития мозаичного искусства.

Мозаики, как известно, делались из смальты – это цветное непрозрачное стекло, изготовление которого было открыто итальянцами и ими же хранилось в тайне. Мозаики, можно сказать, были итальянской «монополией». Однако в 1850ых Франция и Германия нарушили ее, и мозаики начали появляться на национальных рынках этих стран.

Уже 1764 году, после невероятного количества опытов, мозаичные работы Ломоносова стали оценивать как не уступающие римским. Такую оценку дал журнал "Флорентийские ученые ведомости" при Болонской академии.

Именно в это время Ломоносов взялся за изготовление первых своих мозаик. В своей мастерской он изготовил сорок мозаик. Однако, до нашего времени сохранились лишь двадцать четыре из них. Наиболее известные из мозаик Ломоносова «Нерукотворный спас», «Икона Богородицы», портрет Екатерины II и «Петр I» были сделаны самим Ломоносовым, собственноручно. Остальные же: портреты Елизаветы Петровны, П. И. Шувалова, «Александр Невский» и, ставшая последней для мастера мозаика Ломоносова Полтавская баталия, были так же результатом работы и учеников его мастерской. Так называемыми эскизами мозаик Ломоносовской мастерской нередко становились живописи юного художника Ф. С. Рокотова.