С
начала своей научной деятельности Ломоносов интересовался
природой света и цветов. Разработка теории цветообразования
для него имела особое значение- не только теоретическое,
но и практическое. С 1749 г. ученый начал проводить
опыты по изысканию "разноцветных стекол к мозаичному
художеству", создавая свою теорию света и цветообразования.
Работа продолжалась несколько лет. В феврале 1754 г.
Ломоносов писал Л. Эйлеру в Берлин:
  "В течение трех лет я был погружен в физико-
химические испытания, предпринятые для разработки учения
о цветах. И труд мой оказался не бесплотным, так как
кроме результатов, полученных мною при различных растворениях
и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов, сделанных
для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не
только огромный материал для истинной теории цветов,
но и привели к тому, что я принялся за изготовление
мозаик". (Т. 10. С. 502.)
В его мастерской было изготовлено сорок мозаик, из которых
до наших дней сохранилось двадцать четыре.
  В 1764 году журнал Болонской академии "Флорентийские
ученые ведомости" высоко оценил мозаичные работы Ломоносова:
"... господин Ломоносов, статский советник и известный
профессор химии в знаменитой Петербургской Академии
... после невероятного числа опытов, вооружившись философской
выдержкой... приготовил все необзодимые цвета для...
мозаики, которая будучи сравнена с римской, оказалась
не уступающей им ни в чем".